Город:
8 800 505-01-20
Пн-Пт 10-20, Сб-Вс - 10-18
Евгений Тамбовцев: Про водномоторный гештальт, Касатку на Томи, или две навигации за бортом

На улице, на удивление снежный и теплый ноябрь 2013 года. По реке активно идет шуга. Всё идет к тому, что недели через две на реке встанет лед. И сидя дома, за рабочим столом, захотелось подвести итоги двухлетней эксплуатации моей Касаточки, а именно лодки ПВХ производства компании Посейдон.

 Начну с того, что благодаря усилиям родителей, я с юных лет, приобщился к водномоторной теме. Поэтому все основные события детских лет и юности связаны с рекой и маломерным флотом. Помню, как быстро пролетали навигации, и как долго тянулись межсезонья. Светом в окне был свежий номер журнала «Катера и Яхты». Подшивки, которого хранились в большой кладовке, и где вечерами, сидя на дедовской табуретке, я учил английский язык вперемешку с морскими узлами, отправляя себя в дальние плавания в экипажах яхт кругосветных экспедиций…

Говорят, что к зрелости, не реализованные детские мечты, возвращаются во снах. Убедившись в правоте этой психологической теории на себе, я решил завершить свой запоздалый гештальт единственно верным способом – вновь встать на воду. Акваторию я не собирался ограничивать родной рекой, поэтому выбор сделал на вариант мобильного плавсредства - лодки ПВХ. Движка уже имелся в виде утерявшего свои метрики по старости, двадцать третьего Нептуна.

…Сейчас с улыбкой вспоминаю позапрошлое лето, когда я метался в цейтноте по магазинам местной географии, в попытке приобрести душевное равновесие. Мое состояние можно было охарактеризовать словами: «Всё! Больше, не могу! Хочу на воду и чтоб ветер в лицо!» Чуть ранее, погуглив, я получил представление, что мне могут предложить торговые сети Кемерово и родной Юрги. Производителя лодок, как ни странно, выбирал на слух, цвет и вид. Понравились компания «Посейдон» и Новосибирский «Солар». Но, соларовцы, тогда не так активно позиционировали в нашем Кузбассе, а компания «Мнев», была отвергнута мной сразу, по причине скучного дизайна и цветового оформления своих лодок. И находясь не один день в отчаянии сложного выбора, я завернул в маленький рыболовный магазинчик, на витрине, которого и увидел красочный каталог компании «Посейдон». Симпатичная девушка продавец, почувствовав мое состояние, предложила прямую связь с областным складом дилера Посейдона. Дозвонившись, я узнал, что под мой заявленный типоразмер в наличие есть «Касатка-385», остальное под заказ на фирму изготовителя и сроки поставки обещают не один месяц. По фотографиям, быстро оценив тактико-технические характеристики лодки, тут же уплатил аванс и стал ждать через три обещанных дня уже свою «Касатку - 385»…

…Лодка мне понравилась сразу, как только начала приобретать свои формы под давлением воздуха. Вновь оценил её стремительный вид, размеры и килеватость на миделе. Достаточно толстый транец обещал отсутствие проблем с заявленной мощностью ПЛМ. А самое главное размеры кокпита говорили сами за себя. Ради любопытства я замерил полезную площадь старой дюралевой Казанки, стоявшей на берегу рядом. Она оказалась чуть больше ровной палубы моей Касаточки. А так как моё осознанное детство, началось именно с такой дюральки, то окончательно успокоившись, я решил, что всё возвращается на круги своя и значит так тому, и быть.

…Сейчас я уже плохо помню, как прошла моя новая навигация 2012 года. Это был восторг от скорости под старым, но надежным Нептуном-23. Даже владельцы быстроходных катеров после ряда покатушек, вынуждены были признать, что у меня «нормальная» лодка. С синим винтом вдвоем, с поднятым тентом «Трансформер», при встречном ветре и средней ряби на воде, скорость около сорока км/час.. Румпель дергает, конечно, но в пределах ощущения комфортности управления. Всхожесть лодки на волну и курсовая устойчивость при шквальных порывах ветра тоже впечатлила. Не раз разливал чай из термоса на ходу, лишь придерживая румпель коленом левой ноги. Я фотограф и порой необходимо снимать при движении. Были ситуации, что для удачного снимка, сбросив газ ниже среднего, бросал румпель и выходил на нос лодки, быстро делая снимок. Успевая при этом возвратиться к управлению, прежде чем Касатка начнет уходить с курса. Помню случай, когда с установленным тентом, шел против штормового ветра. Он развел огромную, больше полутора метров волну и лодка просто не шла против стихии, а движок начинал хватать воздух, раскручивая обороты. Достаточно было загрузить нос, пересадив пассажира, и мы спокойно, на малом и среднем газе, вписываясь между волнами дошли до пристани. При этом кокпит даже не очень и забрызгивался. Уже на берегу узнал, что знакомый экипаж катера Амур, пережидающего непогоду на пристани, временами видел между барашками волн только верхушку моего тента.

Летом того года, на реке была страшная межень. Оголились камни, которых не видели даже местные старожилы. Имея в запасе горсть китайских болтов на М-6, я проскакивал на интуиции и детской памяти местные перекаты на удивление многим владельцам маломерных суденышек. Перекинувшись за транец, научился менять шпонки за три минуты. Пробороздил винтом своего Нептуна не одну гравийную отмель реки. Потом долго, целую неделю закрывал навигацию 2012 года.

…Сезон 2013 года прошел более осознанно и результативно. Пройдено более трех тысяч километров по реке Томь. В сентябре осуществлен водномоторный переход по маршруту Новокузнецк – Томск - Юрга. А это более 700 км. На протяжении этого недельного перехода мне всего раз пришлось корректировать давление в баллонах лодки по причине наступивших ночных холодов и утренних заморозков. Осуществлена фотосъемка реки для создания фотоальманаха «На одной реке», про родную Томь. И всё это время, и все эти километры, моя Касаточка исправно переносила все тяготы и лишения своей службы. Ни разу не заявляла о своих претензиях и просьбах. Даже когда в непогоду нас с ней выбросило на острые, как лезвия, камни Синего утеса, она вытерпела удар в левый стрингер, донеслась до Юргинской пристани и только на стоянке позволила себе чуть протечь. Заставив меня за пятнадцать минут ремонтных работ, испытать чувства стыда, что до сих пор не установил ей усиление по днищу. Были случаи, когда на длительных переходах, я сутками не выходил на берег, фактически живя в лодке. Сдвинув банки в корму, получал достаточно места для комфортного ночлега двух человек и приготовления пищи. А круглые и ровные борта позволили мне однажды, забыв на берегу подсачник, вытащить щучью «мамку» на десять с лишком кило веса, аккуратно перевалив её в кокпит.

…Были и курьезы, вроде не поднятых по непривычности и новизне конструкции, транцевых колес. Смешно вспоминать, как я надрывно на максимальных оборотах двигателя, поднимая большую волну, прошел около шести километров вдоль набережной города Кемерово. Мучительно при этом, соображая, отчего моя лодка, вдруг так трудно стала выходить на глиссирование, с большим запозданием при этом слушаясь руля. Как же мне было стыдно перед собой и моей Касаткой, при обнаружении этой «неполадки». Но, именно эти колеса позволяли мне в одиночку протаскивать лодку со всем скарбом, через речные отмели и галечные косы.

...На будущий навигационный сезон 2014 года, уже сверстаны новые планы. Надеюсь, что осуществиться хождение по Оби до северных городов нашей Родины. Начнется работа над проектом по созданию фотоальманаха про северную реку Обь. Техническое обеспечение будет уже несколько другим. Старый Нептун-23 займет свое место в ангаре, как вспомогательный ПМЛ. Появится водометный движитель, а значит, возможностей проявить себя у моей Касатки, будет хоть отбавляй.

…Жду навигации 2014года.


P.S. А с «гештальтом» у меня теперь, всё в полном порядке…


Автор: Евгений Тамбовцев, фотожурналист, издатель фрилансер, путешественник по родной географии.


Возврат к списку