Судостроительными предприятиями, специализирующимися на изготовлении небольших моторных лодок и катеров, выпускались не только плавательные средства для рыбной ловли, водных путешествий и развлечений. Верфи также производили специальные мотокатера, предназначенные для служебных целей, оперативного обслуживания парусных регат и различных видов спортивных соревнований. Одним из таких плавательных средств является катер «Ритм» производства Ленинградского экспериментального завода спортивного судостроения.
На плавсредство устанавливался двигатель стационарного типа, привод которого осуществлялся через поворотно-откидной механизм. Несмотря на то, что с момента выпуска катера прошли десятилетия, модель и сегодня можно встретить на различных водоемах. Рассмотрим главные рабочие характеристики и разберемся с конструктивными особенностями.
Общая информация
Легкий моторный катер предназначен для эксплуатации на крупных водоемах с пресной водой, а также в прибрежной черте морей и на водной глади заливов. Для безопасности членов экипажа запрещается удаляться на катере от береговой черты далее 3000 м, а также выходить в море, если высота волн превышает 1,2 м.
Повышенная высота надводной части борта и расположенная в носовой части закрытая рубка способствуют надежной защите находящегося в кокпите экипажа от встречного ветра и брызг. Днище катера в области транца имеет увеличенную до 17 градусов килеватость. Это конструктивная особенность позволяет сохранять скоростной режим, обеспечивать комфорт пассажиров во время преодоления волн, а также осуществлять маневрирование с уменьшенным радиусом поворота.
Катер «Ритм» – технические характеристики плавсредства
Ознакомимся с рабочими параметрами моторного катера:
- длина плавательного средства составляет 5,04 м,
- ширина в наибольшем сечении не превышает 2,2 м,
- высота бортовой части по миделю достигает 0,95 м,
- количество пассажиров на борту судна – 5 чел.,
- максимальная осадка корпуса с экипажем равна 0,3 м,
- водоизмещение порожнего катера – 1000 кг,
- предельный вес пассажиров с грузом – 500 кг.
Встроенный в корпус мотор марки М8ЧСПУ-100-1 развивает мощность 90 л. с. Он быстро разгоняет плавательное средство с пятью пассажирами и грузом на борту:
- при максимальной загрузке предельная скорость достигает 42 км/ч,
- один водитель без пассажиров может разогнать судно до 45 км/ч.
Максимальное расстояние, которое способно преодолеть судно с полной заправкой топливного бака и пассажирами на борту, составляет 180 км.
Катер «Ритм» – особенности корпуса
Для корпуса характерны плоские обводы с килеватыми очертаниями. Имеется 4 продольно расположенных редана, а также брызгоотбойники скулового типа. Благодаря значительному развалу бортов, сходящихся к носу, достигнута повышенная площадь палубной части и увеличенная объемность форпика. Внутреннее пространство форпика заполнено пенопластом. Форма транцевой консоли спроектирована под двигатель, имеющий угловую поворотно-откидную колонку.
Благодаря облегченному корпусу и удачно подобранным обводам, которые имеет катер «Ритм», характеристики его достаточно высокие. Корпусная часть судна выполнена из прочной стеклопластиковой ткани. Слои стеклоткани соединены с помощью специальной смолы.
Толщина стеклопластикового корпуса изменяется в различных участках:
- внешняя обшивка дна катера имеет толщину порядка 6 мм,
- толщина бортовой части плавательного средства достигает 5 мм.
Палубная часть вместе с закрытой рубкой сформована из многослойной стеклопластиковой ткани. Коробчатые пенопластовые стрингеры окантовывают стеклопластик. Стрингерная конструкция является фундаментной основой для крепления мотора и реверсивного редуктора. Мотор размещен в транцевой части судна и скрыт за стеклопластиковым капотом.
Каютный катер «Ритм» – поведение на воде
Уверенно ведет себя на водной поверхности закрытых и открытых водоемов катер «Ритм». Фото и видеоматериалы это подтверждают. Судно легко преодолевает морские волны, устойчиво при маневрировании и хорошо сохраняет взятый курс.
Пассажиры плавательного средства не испытывают дискомфорта во время маневров и преодоления волн, благодаря килеватости корпуса, удачной форме корпусных обводов и профилю днища.
Кокпит
Конструкция лодки с открытым кокпитом выполнена в спортивном стиле. При первом взгляде на катер обращает на себя внимание расположенная ближе к передней палубе покатая полурубка. Органы управления плавательным средством размещены на консоли, которая находится в мидельной части судна ближе к правому борту. Надежную защиту кокпита от водяных брызг и встречного ветра обеспечивает лобовое стекло, находящееся в верхней части рубки.
Двигатель размещен соосно продольной оси кокпита. С противоположных сторон мотора в транцевой части судна оборудованы два посадочных места. В рубке-убежище имеются мягкие диваны с откидными крышками. Вместительный рундук позволяет удобно разместить багаж пассажиров. Катер укомплектован якорно-швартовным устройством. Для подъема попавших в воду людей имеется забортный трап. Это удобная опция, необходимость в которой иногда возникает во время спортивных соревнований на воде и проведении парусных регат.
Отзывы владельцев
Несмотря на то, что моторная лодка не продавалась частным лицам и производилась исключительно для организаций, сегодня в надежных руках любителей плавательных средств имеются хорошо сохранившиеся экземпляры. Это еще раз подтверждает, насколько долговечен катер «Ритм». Отзывы собственников катера свидетельствуют, что отличительными чертами плавательного средства являются высокие мореходные свойства, легкая управляемость, отличная маневренность и неплохие скоростные характеристики.