Лодка Днепр была выпущена взамен устаревшей модели МКМ в августе 1973 года Херсонским судостроительным заводом. Судно предназначено для прогулок и походов на территории озер и рек с большим водоизмещением. Выход в морские заливы допустим при удалении от берега до 3 км, при условии, что высота волны не превышает 0,5 м. Мотолодка может похвастаться хорошей мореходностью и обшивкой из дюралюминия д16ат. Выходит в глисс с достаточно мощным двигателем, хорошо идет по волнам благодаря килеватости. Есть проблема валкости в статике, но при некоторой модернизации, про этот недостаток можно забыть.
Достоинства
- Мореходность
- Скорость
- Удобство в эксплуатации
- Пассажировместимость
- Остойчивость
Недостатки
- Грузоподъемность
- Стоимость содержания и обслуживания
Фото мотолодки Днепр:
История создания
Разработчиками и создателями советской лодки Днепр являются конструкторы Н.П. Свириденко и С.С. Бублик. В 1970 году появилась необходимость в аналоге Оки или Крыма, но с уклоном в универсальность и легкость при эксплуатации.
Интересный факт. В 1973 году в июне Свириденко и Бублик лично участвовали во Всесоюзных соревнованиях в Новгороде на спроектированном ими катере. С Вихрем-М на скорости 43,14 км/час, они преодолели дистанцию 183 км и заняли пятое место. Свириденко был награжден призом Серебряный винт за лучшую моторную конструкцию.
В процессе испытаний работники столкнулись с серьезным препятствием: после 325 часов плаваний в различных погодных условиях обнаружились повреждения в области реданов, но конструкторы не отказались от выпуска мотобота. Продольная жесткость была обеспечена выштампованными гофрами-высадками по носовой части и бортам. К сожалению, воплотить в жизнь идею лодочного транспорта с эргономичным днищем и тремя продольными реданами не удалось.
Лишь в конце лета, после долгих разработок, поправок и переделок, серия катеров вышла с конвейера в солнечном Херсоне. Отличные характеристики лодки мгновенно нашли отклик у потребителей. Импортных деталей не требовалось, все делали здесь же, на заводе, это касалось и защитных стекол.
Дюралевые листы наружной обшивки лодки разворачивались на рабочей поверхности, штамповались гофры и транцевые высадки. Профили сгибались, далее выполнялась сварка всех узлов и некоторых деталей. После металл проходил процедуру оксидирования, грунтовки и покраски.
В начале 1980-х годов предложение значительно превысило спрос на мотолодки, цены безосновательно поползли вверх. Итогом данной ситуации стало прекращение производства серии.
Технические характеристики
Длина, м | 4,40 |
---|---|
Ширина, м | 1,59 |
Высота борта на миделе, м | 0,68 |
Высота надворного борта на миделе накрененного судна с загрузкой 66%, м | 0,4 |
Угол внешней килеватости днища у транца | 14,5° |
Масса с оборудованием и снабжением, кг | 190 |
Грузоподъемность, кг | 400 |
Пассажировместимость, чел. | 4-5 |
Допустимая мощность ПМ, л.с. | 30 |
Скорость под мотором, 25 л.с. с полной нагрузкой, км/ч | 33 |
с одним водителем, км/ч | 37 |
Внешний вид и особенности конструкции
Корпус модели Днепр выделяется среди своих собратьев остроскулостью в носовой части, которая обеспечивает возможность достижения сравнительно высоких скоростей (до 32-37 км/ч), повышенной остойчивостью при глиссировании и уменьшенную осадку.
Недостатком этой модели, с увеличенной килеватостью днища является валкость при стоянке. Внешний угол на транце достигает 14,5°. Владельцы судна борются с заливанием воды в неспокойную погоду на стоянке, переделывая транец под высокую ногу и герметизируя люк рецесса.
Корпус изготовлен из дюралюминиевых деталей, соединенных на заклепках с тиоколовой прокладкой, предотвращающей протекание влаги. Слабая сторона этого металла существенна он не варится ни электрикой, ни аргоном, а только клепается. Поэтому начало каждого сезона не обходится без проверок состояния клепок и замены самых ненадежных. Они имеют свойство разбалтываться от ударов днища по воде. Что, в свою очередь, приводит к деформации металла и появлению трещин.
Состав поперечного набора сплав АМг. Борта обшиты одномиллиметровым металлом, а поверхности обшивки транца, палубы и днища толщиной в 1,5 мм.
Транец от него зависят основные технические характеристики Днепра. К чести разработчиков, конструкция транца, выштампованного из цельного металлического листа, довольно жесткая. Однако, большинство владельцев единодушно считают, что она недоработана. Объема подмоторной ниши недостаточно для размещения двух двигателей. Второй нужен для тихого хода и имеет меньшую мощность.
Видео лодки Днепр:
Совет: либо переоборудовать транец под два электромотора, полностью меняя всю схему подкрепления транцевой доски, либо возить с собой запасной и перевешивать при случае.
Мотолодка оснащена выпуклым лобовым стеклом, состоящим из двух половин, соединенных на центральной стойке. Передняя кромка тента крепится шнуром к жесткой окантовке ветрозащитного стекла. Ходовой тент можно крепить таким образом, чтоб задняя и боковые части были открыты.
Рулевое управление возможно размещать как справа, так и слева, подстраивая внутреннее пространство под себя. Праворульная установка ДУ способна компенсировать крен судна на поворотах.
В целом, размещение кокпита не так функционально, как могло быть. Для большей плавучести носовая часть глиссера оснащена гермоотсеком, занимающим большое пространство. Из-за этого сухой багажный отсек слишком мал. Доступ к нему легкий: открытие кормовой переборки, отделяющей багажник от кокпита. Небольшой компенсацией недостатка полезного пространства является наличие между пятым и шестым шпангоутами бортовых шкафчиков. В них помещается все, что должно быть под рукой. Пайол из фанеры в кокпите цельный и не дает доступ в объемное подсланевое пространство, достаточное для грузоразмещения. Поэтому, грузовместимостью днепровские моторные лодки похвастаться не смогут.
Ширина, размеры и габариты лодки Днепр довольно компактны. Пайол состоит из лодочной фанеры, которая не утяжеляет модель. Сзади мотосудно имеет ручку для переноски.
Схема
Инженеры-разработчики хотели добиться отличной всхожести на волну, высокой скорости хода и маневренности. Поэтому, все ттх моторки разработаны таким образом, чтоб выполнить поставленные задачи: высокий киль облегчает управление и увеличивает динамическую остойчивость. Острые формы гофр на палубе и бортовых листах, высадка в подмоторной нише повышает качество глиссирования и быстроту глиссера.
Оборудование и комплектация
Судно укомплектовано:
- парой раскладывающихся передних сидений
- вместительным диваном
- ветровыми стеклами
- тентами и дугами
- рулевым управлением
- веслами распашного типа
Обитаемость
Пассажирам в такой мотолодке, как Днепр, будет комфортно, как дома. Среди своих современников судно является наиболее комфортным в эксплуатации, так как оснащено полумягкими сиденьями и кормовым диваном. Для большего удобства некоторые владельцы монтируют рейлинги.
Два передних мягких сиденья могут передвигаться вдоль и поперек. Угол наклона спинок варьируется в трех режимах. Если захочется порыбачить или отдохнуть на берегу нужно ослабить винты и снять стулья с собой. Когда они устареют или выйдут из строя, заменить их не составит труда. В специализированных магазинах имеются сиденья, рейлинги лодки в продаже.
Позади, на диванчике с удобной спинкой умещаются три человека в сидячем положении. При необходимости, можно использовать эту мебель для отдыха или сна. Место для ночлега формируется таким образом: кресла, расположенные в носовой части, раскладываются. Далее следует вложить в образовавшееся свободное пространство между ними спинку кормового дивана. Получить мягкую постель можно на два или три человека. Обратно собирается все легко и за пару минут. Как правило, владельцам нравятся боковые шкафчики для хранения. Они позволяют держать все необходимое под рукой.
Перевозка лодки
Масса корпуса достигает 160 кг. С оборудованием и начинкой 190 кг.
Поэтому, транспортировка моторки требует наличия собственного транспорта и лодочного прицепа.
При приобретении моторного судна логично будет сразу же купить к нему транспортировочный тент и тент стояночный. Первый необходим при перевозке моторки к реке, озеру или морю. Он защищает конструкцию от неблагоприятных погодных условий. К тому же, внутри появляется возможность оставить мелкие вещи, не помещающиеся в багажнике. Второй будет надежно покрывать каркас и его внутренности в зимнее время. Ткань его более плотная, влагонепроницаемая, с плотными замками или кнопками.
Непотопляемость
Тема непотопляемости глиссера горячо обсуждается уже более сорока лет. Положительный нюанс защитное лобовое стекло превосходно ограждает пассажиров и водителя от брызг. В кокпите не накапливается вода. Борт защищен от заливания тем, что в месте соединения обшивки дна с бортами образуется брыгзоотбойник.
Споры порождает надежность герметичного отсека. Он расположен в форпике, состоит из непроницаемой емкости, наполненной воздухом. Вторым является воздушный ящик, который разработчики поместили под кормовой диван. Это место пытаются приспособить под хранение вещей. А блоки непотопляемости, в виде пенопласта, укладывают вдоль бортов.
Проблема в том, что такие емкости могут разгерметизироваться с большей вероятностью, чем блоки из нетонущего материала. Усугубляет ситуацию слабое днище. Изначально, в планах заводчан было изготовление сварного корпуса. На практике, клепаное дно при глиссировании сильно бьется об воду. Со временем, в местах соединений появляются трещины, создавая потенциальную опасность затопления. Тонущий катер подвергается большому внешнему давлению, и, в первую очередь, страдает рундук.
Как можно улучшить свойства непотопляемости? Обладатели суден используют несколько способов:
- Если переоборудовать стационарный пайол на съемный освободившееся пространство под ним становится полезным. Туда вкладываются пластмассовые бутылки с закрученными крышками. Получается воздушная подушка, равномерно распределенная по дну. Точно так же заполняется задний рецесс.
- Есть еще одна маленькая хитрость. Летом по утрам воздух, охлажденный в бутылках, нагревается и расширяется. Все бутылки начинают дружно хлопать. То же самое ночью, когда воздух охлаждается и сужается. Чтобы избавиться от этого шума, бутылки наполняют изначально охлажденным воздухом (в холодильнике или в морозный день), а крышки герметизируются.
В бутылку нужно залить одну ложку уксуса, смешанного с содой. Он создаст давление изнутри и предотвратит растрескивание емкости от резких перепадов температуры.
- Уменьшить вероятность оверкиля поможет пенопласт, закрепленный с внутренних сторон обоих бортов. Этим же материалом некоторые умельцы заполняют рундук.
- В гермоотсеки можно поместить камеры от грузовиков и накачать их воздухом.
Что делать не нужно? - Заполнять гермоотсеки монтажной пеной опытные судовладельцы не рекомендуют, так как она гигроскопична. Впитывая в себя влагу, она увеличивает свой вес, соответственно и вес мотобота.
- Необходимо следить за уровнем воды в трюме. В случае превышения ее объема более 30% от общего объема катера проблемы гарантированы.
Ходовые качества
Главное преимущество мотолодки мореходность. Днепр маневренный, по спокойной воде или небольшой волне быстро выходит на глисс. Но при высокой волне, бьется о воду и захватывает воздух при приподнятом движке. На поворотах не заваливается, идет мягко.
Изначально пользователи отметили низкую чувствительность к изменениям нагрузок. Так, с одним человеком в носовой части, при мощности 25 л.с. скорость развивается до 37,1 км/час. Если пересадить водителя на корму 40,3 км/час. Загруженная 4 пассажирами, моторка немного замедляется 33,7 км/час.
Судно спроектировано под такие электромоторы, как Вихрь-30, Вихрь-25, Нептун-23 и им подобные. Практика показывает, что больше 50 лошадиных сил устанавливать не нужно: качество поездки снижается, мотобот начинает дельфинировать. При менее 25 км/час ход недостаточен для глиссирования. Следовательно, управление лодок, катеров становится хуже.
Таблица скоростей
Ниже следуют данные скорости с импортными и отечественными двигателями в пресной воде, имеющей температуру от 15 до 20 градусов.
№п/п | Мотор | Винт | Кол-во винтов (моторов) | Загрузка, кг | Обороты, 1/мин | Скорость, км/ч |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | Mercury 30 | Solas_10_12 | 1 | 400 | — | 41 |
2 | Mercury F 25 | Merc_99_13 | 1 | 120 | 4700 | 41 |
3 | Mercury F 25 | Solas_99_11 | 1 | 210 | 5000 | 38 |
4 | Mercury F 30 | Merc_105_11 | 1 | 120 | 6050 | 43 |
5 | Mercury F 30 | Merc_111_13 | 1 | 120 | 5150 | 46 |
6 | Suzuki DF 50 | Suzuki_114_15 | 1 | 120 | 6800 | 63 |
7 | Suzuki DT 15 C | Suzuki 9 1/4_9 | 1 | 90 | 5250 | 32 |
8 | Suzuki DT 15 C | Suzuki 9 1/4_9 | 1 | 175 | 5150 | 30 |
9 | Suzuki DT 15 C | Suzuki 9 1/4_9 | 1 | 260 | 4950 | 26 |
10 | Suzuki DT 15 C | Suzuki 9 1/4_9 | 1 | 345 | 4800 | 22 |
11 | Tohatsu (Nissan) 18 | Tohatsu_93_9 | 1 | 90 | 5500 | 36 |
12 | Tohatsu (Nissan) 18 | Tohatsu_93_9 | 1 | 165 | 5350 | 33 |
13 | Tohatsu (Nissan) 18 | Tohatsu_93_9 | 1 | 250 | 5130 | 30 |
14 | Tohatsu (Nissan) 18 | Tohatsu_93_9 | 1 | 340 | 5100 | 29 |
15 | Tohatsu (Nissan) 18 | Tohatsu_93_9 | 1 | 420 | 4800 | 17 |
16 | Tohatsu 30 | Rascal 10 3/8_11 | 1 | 120 | 5400 | |
17 | Tohatsu 30 | Rascal 10 3/8_11 | 1 | 450 | 5150 | |
18 | Tohatsu 30 | Tohatsu_99_12 | 1 | 230 | 5200 | |
19 | Tohatsu 30 | Tohatsu_99_13 | 1 | 230 | 5100 | |
20 | Tohatsu 30 4str | Solas_99_11 | 1 | 120 | 5900 | 43 |
21 | Tohatsu 30 4str | Tohatsu_99_13 | 1 | 120 | 5300 | 46 |
22 | Yamaha 30 2,08 | Yamaha 9 7/8_13 | 1 | 90 | 5000 | 43 |
23 | Yamaha 30 2,08 | Yamaha 9 7/8_13 | 1 | 175 | 4700 | 38 |
24 | Yamaha 30 2,08 | Yamaha 9 7/8_13 | 1 | 260 | 4700 | 38 |
25 | Yamaha 30 2,08 | Yamaha 9 7/8_13 | 1 | 345 | 4200 | 34 |
26 | Yamaha 40 2,0 | Yamaha 11 1/8_13 | 1 | 100 | 56 | |
27 | Yamaha 40 2,0 | Yamaha 11 3/8_12 | 1 | 300 | 44 | |
28 | Вихрь-25 | Вихрь_240_300 | 1 | 100 | 37 | |
29 | Вихрь-25 | Вихрь_240_300 | 1 | 352 | 33 | |
30 | Вихрь-30 | Вихрь_240_320 | 1 | 290 | 43 | |
31 | Вихрь-30 | Вихрь_240_320 | 1 | 385 | 39 | |
32 | Нептун-23 | Нептун_230_280 | 1 | 120 | 30 | |
33 | Нептун-23 | Нептун_230_280 | 1 | 210 | 27 | |
34 | Нептун-23 | Нептун_230_280 | 1 | 300 | 17 |
Под мотором
Чтоб поставить катер на воду, большую часть времени необходимо потратить на выбор марки и мощности двигателя. В зависимости от того, как планируется использовать моторный транспорт, не лишним будет сразу определиться: рационально ли производить установку двух моторов. Для спокойных поездок, рыбалки подойдет один “Вихрь-20”.
Заводская сборка рассчитана на использование 30-сильного родного электродвигателя. Судно имеет неплохие показатели: мореходное, удобное в походе, при загрузке 4-5 человек разгоняется до 43 км/ч, может потянуть лыжника до 100 кг.
С импортным двигателем придется повозиться, так как он тяжелее и со временем испортит оригинальную транцевую доску. Ее размеры нужно будет подогнать под продукцию разных фирм-производителей. У наших отечественных “нога” часть от двигателя до винта равна 38 см. У импортных она длиннее, от 42 см. Если ставить подлиннее 51 см, важно сразу же монтировать регулируемый кронштейн. Тогда высоту установки движка комфортно контролировать и регулировать при любой волне. Винт не будет выскакивать из водной поверхности, а сам двигатель не зальется.
Под веслами
Модель с завода шла в комплекте с двумя деревянными распашными веслами. Они необходимы для того, чтоб расчистить место для стоянки или тихо подойти к крутому берегу. Вес их больше, чем у металлических, но сбалансированность лучше. Также можно подобрать алюминиевые весла, пластмассовые, разборные с дюралевой ручкой.
На волне
Судя по техническим характеристикам в 1970-х, катер хорошо справляется с высотой волны 50 см. По свидетельствам судовладельцев, этот показатель выше до 70 см. Мотолодка всходит на волну без проблем, не зарывается в воду благодаря остроскулому корпусу с плоско-килеватой поверхностью днища. Ее владельцы утверждают, что при стоянке на якоре поперечные волны не заваливают его. Выход на глисс происходит отлично из-за повышенной килеватости днища и острых скул. Но, по той же причине, на стоянке судно неустойчиво и имеет свойство опасно заваливаться.
Так как конструкторы исключили наличие продольных реданов, мотобот не только проигрывает в скорости некоторым аналогам, но и дельфинирует, если сильно разогнаться. Монтаж реданов повышает устойчивость на курсе, уменьшает размахи качки килевой и бортовой частей и значительно увеличивает быстроту хода наводного транспорта. Задуматься о подобном тюнинге следует участникам гоночных соревнований или тем, кто приобретает мотобот для скоростной езды.
Цены
Цена лодки “Днепр” на Авито поднимается с 45 до 350 тысяч рублей. Стоимость зависит от степени изношенности глиссера или же его модифицированности. Самые дешевые модели без двигателя и элементарного ТО. От ста тысяч идет продажа плавсредств с ПМ.
Отзывы
Отзывы, встречающиеся на различных форумах, есть и положительные, и отрицательные. Заметны нарекания владельцев на конструктивные недоработки разработчиков. Но судно имеет отличные исходные данные и большой потенциал.
Тюнинг
Обладатели данной модели, зная о ее отличных ходовых характеристиках, стремятся первым делом переоборудовать транец под спарку ПМ. Таким образом можно повысить скорость плавсредства. При этом, одной из самых распространенных доработок является подъем транца. Проблема слабого днища решается его усилением, а установка реданов устраняет факт присутствия крена и дельфина. Своими руками зачастую в воздушных отсеках размещаются пенопластовые блоки под полом, в бортах и в носу. Освободившееся пространство превосходно подходит для увеличения объема грузового отдела. Рецесс необходимо обработать для того, чтобы он был водонепроницаемым. Капитаны в большинстве случаев ставят в кокпит удобные мягкие кресла и диван, усиливающие комфортность поездок.
Заключение
Положительных характеристик глиссера гораздо больше, нежели отрицательных. Он мореходный, довольно быстрый, подходит для рыбалки, прогулок, походов с ночлегом. После некоторых изменений мотолодка серии Днепр станет более комфортна в движении, и в статике. Обратить внимание нужно на ее валкость на стоянке, транец и недостаточную толщину обшивки дна.