Лодка Ерш — незаменимый помощник при рыбалке, прогулках по озерам, рекам, малым водоемам, охоте. Одна из самых маленьких алюминиевых моторок, производившихся в Советском Союзе. Подходит для транспортировки ее на крыше авто. Отлично ведет себя на мелководье. В режим глиссирования не входит. Модификация Ерш М изготавливается из современного материала — стеклопластика и имеет сходные: строение, параметры и назначение. Но более грузоподъемна и с новыми ПМ разгоняется сильнее.
Достоинства
- Маленький вес — залог отсутствия проблем при перевозке, а также экономия на покупке прицепа. Мотобот можно единолично погрузить на автомобиль, оттащить к воде и т. д.
- Небольшие размеры — еще один плюс в пользу данного катера. Они наделяют его маневренностью, поворотливостью, способностью ходить по неглубоким местам с большим количеством топляков.
- Металлическая модель отличается очень прочным, надежным корпусом. По отзывам, она выдерживает столкновения с бревнами, каменистым дном, льдом
- Судно превосходно ходит под веслами
- Кокпит комфортен для рыбалки вдвоем: можно меняться местами, переходить взад–вперед и наоборот
- Хорошая остойчивость вследствие продуманного соотношения длина–ширина. Однако, это действует лишь при волнении не выше 25 см и скорости до 3 л. с.
Недостатки
- Не рассчитан для глиссирующего режима. Форма обводов и низкие скоростные характеристики не позволяют выходить на глисс
- Для нормальной остойчивости при рыбалке нужно не менее двух человек. Если разместить их по–одному на корме и в носу — плавсредство становится устойчивей, а также удобнее в управлении
- Самый неприятный фактор — плохая мореходность. Более полный, чем у обычных глиссеров, нос при скорости от 12 км/ч приводит к тому, что моторка гонит впереди себя волну. Практически вся мощь двигателя уходит только на это, а прибавка скорости незначительная
- При волне от 25–30 см остойчивость резко пропадает. Корпус сильно раскачивается и находиться в таких условиях становится небезопасно
Фото лодки Ерш
История и цели создания
К концу 70–хх годов назрела необходимость в появлении мотоботов небольшого размера, предназначенных для рыбалки или неспешных поездок. Таким изделиям не нужны мощные двигатели, расходующие приличное количество горючего, а также модные дорогие навороты. Малые габариты позволяют легко перевозить их машиной, маневрировать при встрече с топляками или большими судами, преодолевать отмели, перекаты и заросли камыша там, где не справились бы такие грузовики, как Прогресс или Казанка. Помимо перечисленных качеств, обеспечивающих исключительно практичное использование плавсредства, перед разработчиками Тюменского судостроительного завода был поставлен ряд задач.
- Простота конструкции, при которой достигается наилучшая функциональность. Производственный процесс, происходящий без сложного и дорогого оборудования, позволяет добиться невысокой стоимости изделия и экономического обоснования для изготовления лодок большой серией
- Небольшой расход топлива. Несмотря на неглиссирующие обводы, мощность до 5 л. с. устанавливаемых ПМ имеет меньшее потребление горючего, чем у плавсредств покрупнее
- Универсальность применения: хорошее поведение при гребле и под ПМ.
- Остойчивость в статическом положении, чтобы закидывание спиннинга или удочки не приносило неудобств
- Возможность перевозки картопа машиной, снимающая множество ограничений в плане длительности и отдаленности поездок
В 1979 г. с конвейера сошел первый выпуск лодочной серии. Прототипом послужила модель Д–260. Аналогично ее методу обшивки, в заводских условиях листы алюминия также разворачивались на плоскость. Обводы корпуса, рекомендованные комиссией ЦНИИ им. Крылова, упростили процесс до минимума операций. Металл не нуждался в гибке и формировании на штамповочном прессе. Соответственно, производство было дешевле и быстрее. В этом же году моторка получила Знак качества. Свежая модификация Ерш М мало отличалась от предшественницы по пропорциям, ходовым характеристикам и габаритам.
Первые партии вышли в ограниченном количестве и имели металлический корпус, но впоследствии модель была сделана уже из стеклопластика, инновационного в тот период материала. Многие фирмы сегодня выпускают эту модификацию в современном варианте, слегка изменив некоторые параметры.
Таблица характеристик
‘М’ | ||
---|---|---|
Длина наибольшая, м | 2,66 | 2,82 |
Ширина наибольшая, м | 1,24 | 1,36 |
транца, м | 0,38 | 0,38 |
борта в носу, м | 0,52 | 0,51 |
борта на миделе, м | 0,44 | 0,40 |
Масса корпуса, кг | 35 | |
Масса с оборудованием и снабжением, кг | 48 | 45 |
Грузоподъемность, кг | 150 | 280 |
Пассажировместимость, чел. | 2 | 2 |
Допустимая мощность мотора, л. с. | 5 | 5 |
Материал | АМг5 | пластик |
Внешний вид и особенности конструкции
Моторно–гребная лодка Ерш изготовлена из распространенного в то время уникального сплава АМг5. Благодаря ему она получила устойчивость к коррозионным процессам, легкость и превосходную прочность. Все части корпуса лодки имеют клепаные соединения. Толщина обшивки в области днища, подмоторной ниши и стрингеров достигает 1,5 мм. Обводы малокилеватые, с полными скулами. такие формы наиболее подходят для рыболовли в заболоченных местах, речных зарослях камыша, тростника и т.д.
Корпус сконструирован из: обшивки, транца и форпика, скуловых стрингеров, двух поперечных стальных днищевых балок, киля и планширя. С наружной стороны днища отформованы 2 гофра. Кокпит оборудован в минималистическом стиле. Багажный отсек находится под палубой, одновременно добавляя прочность всей носовой части. Поперечные флоры выполняют роль удобной подставки для ног водителя и его соседа. В бортовом промежутке между бортом и стрингером находятся небольшие углубления–полочки, в которые можно положить мелкие предметы. Для швартовки предусмотрены шпигаты в носовом брештуке и транцевых горизонтальных кницах. Они удобны для закладывания швартовного конца.
Пассажиры размещаются на поперечных банкетках, лежащих поперек на выступающих плоскостях стрингеров. Они, в свою, очередь, обеспечивают необходимую прочность судна. Под сиденьями находятся герметичные емкости, создающие необходимый запас непотопляемости. Размер транца рассчитан под отечественное навесное оборудование с длиной дейдвуда 380 мм. Для импортных агрегатов необходимо поднимать крепеж до нужного уровня. Рецесс усилен по краю планширем и косынками. Основательно укреплен верх скуловых стрингеров: изнутри металлической накладкой и деревянной плитой с наружной части обшивки. Деревянная подмоторная доска и прочные алюминиевые уголки — надежная опора для ПМ при условии, что он допустимой мощности.
Основные характеристики модели Ерш М отличаются от советской лишь в небольшой степени. Как требовало основное количество потребителей, катер стал чуть длиннее и шире. При облегчении веса на 3 кг, грузоподъемность увеличилась на 130 кг. Мотобот состоит из 2 компонентов: дна и палубы, с отлитыми на ней сиденьями. Полости внутри него заполнены пенополистиролом, а также пенополиуретаном. Носовая палуба открытая, в ней может расположиться один человек. Планшири сплошные, не имеют полочек. Ходовые качества и силу ПМ конструкторы оставили без изменений.
Схема
Оборудование и комплектация
Комплектацию картопа можно было смело назвать спартанской, так как цель его создания — очень легкая конструкция, без лишних предметов, подходящая для перевозки на легковом транспорте.
Поэтому перечень оборудования предельно короток:
- 2 весла
- 4 подуключины
- 2 деревянных банки
- 2 гермоотсека
Слани, рулевое и дистанционное управление приобретается самостоятельно. Модификация М имеет одну съемную лавку, которая идет в дополнение к пластмассовым посадочным местам, 2 весла и 2 подуключины. Имеется рым–скоба для швартовки и буксировки. Швартовочные утки не входят в комплект.
Видео лодки Ерш
Обитаемость
Моторка предназначена для неспешной, тихой рыбалки или охоты. Внутреннее пространство ее соответствует поставленным задачам. Корпус короткий, по внешней стороне бортов широкий. Но кокпит недостаточно просторный, чтоб посадить рядом 2 человека. Пассажиры размещаются по одному спереди и сзади. Две скамьи можно передвигать по выступающим углам стрингеров, как угодно.
Система хранения первой модификации простая, но комфортная. Нос содержит небольшой, но удобный для укладки удочек и прочих инструментов багажник. Он не запирается дверцей, в дождливую погоду вещи не защищены от влаги. Два флора служат подставкой для ног. В боковых панелях конструкции пространство между бортом и стрингером занимают углубления маленького размера, но на расстоянии вытянутой руки. Так как ПМ не предполагает быстрой езды, пассажиров не заливает брызгами на ходу. Версия М не обладает багажными отсеками, имеет кокпит попросторней и нестационарную банку.
Перевозка лодки
Технические характеристики катера описывают его, как картоп. Это определяет основной способ его транспортировки — на крыше малолитражной легковушки. Без гермобаков остов моторки весит всего 35 кг, что дает возможность снизить расход топлива автомобиля и позволяет без особых усилий грузить ее наверх.
Для правильной установки судна на верхний багажник следует учитывать его параметры. Если он по длине 1000 мм, по ширине 1050 мм — плавсредство размещается вверх дном, надежно фиксированным веревкой или чем–либо другим. В случае больших габаритов перевозка осуществляется при противоположном положении бота.
При проведенном тестировании машина с груженым на верхний багажник Ершом достигала 90 км/ч, а ухудшение поведения на дороге не наблюдалось. Также, перевозка отлично осуществляется в кузове газели или на легком прицепе. Крыша УАЗа или верх ВАЗовской восьмерки на дюралевых швеллерах одинаково без проблем транспортируют груз до места назначения.
Непотопляемость
Безопасность плавания, при надлежащем использовании модели, сохраняется на должном уровне. У первой версии эта функция выполняется при помощи гермобаков, привинчивающихся к полу под банкетками. Без этих предметов выходить на воду категорически запрещено. Отдел под банкой, обеспечивающей прочность носовой части, не содержит воздушного запаса плавучести.
Разработчики модификации М использовали более современных подход — заполнили пустые места пенополиуретаном с полистиролом. В затопленном состоянии моторный транспорт держится на плаву сам и поддерживает 2 пассажиров.
Ходовые качества
Моторная лодка Ерш одинаково целесообразна для использования как на веслах, так и под мотором. В первом варианте перевернуться на ней практически невозможно. Малый вес и прочность конструкции позволяют преодолевать мелкие речушки, ловить хищную рыбу в прибрежных зарослях, тихо подкрадываться к месту охоты. Незаменима она поздней осенью, когда появляются первые закраины.
С ПМ все несколько сложнее. Если использовать мощность двигателя, под которой допускается эксплуатация судна — сохраняется хорошая остойчивость на воде и уверенность хода. Несмотря на наличие реданов, глиссирование — невыполнимая для него задача, справиться с которой возможно только после серьезного тюнинга. Есть ограничение по высоте волны. До 25 см лодка ведет себя хорошо, но показатель выше убирает напрочь все ходовые качества.
Двигатели больше 5 л. с. приводят к тому, что плавсредство толкает впереди себя воду, съедая почти всю мощность ПМ. Нос гонит перед собой волну от 30 до 50 см и задирается вверх. Немного исправить положение может изменение центровки, при котором груз перемещается в передний багажник и посадка пассажира ближе к носу. Т. е. эффективность будет заметна лишь при 50% расходе сил. ПМ в 3 л. с. идеален для троллинга, постановки сетей. М описывается, как мореходная модель, справляющаяся с боковой и встречной волнами. Устойчивость не теряется при отдаче от выстрела или дальнем забросе удочки.
Таблица скоростей
Официальные данные по скорости катера история сохранила лишь по отношению к отечественному 5–сильному ПМ Салюту— до 7 км/ч. Остальные цифры есть в свободном доступе, благодаря владельцам модели, щедро поделившимся своими данными. Yamaha–3 с условиями: ширина реки 40–60 метров, течением 300–500 м/ч, двумя пассажирами по 80 кг, грузом 30 кг, дает следующие показатели.
Холостой ход, км/ч | 50% мощности, км/ч | 100% мощности, км/ч | |
---|---|---|---|
1 человек | 0,7—1,3 | 7,9 | 12—15 |
2 человека | 0,5—1,1 | 5—7 | 10—12 |
Хонда 2,3 весом 12,5 кг дает 8—10, Yamaha–2,5 — от 10 до 15 км/ч с одним водителем.
Под мотором
Картоп считается экономным, если использовать разрешенный ПМ. Разработчики считали наиболее оптимальным соотношение скорости под мотором Салют и расхода топлива. Конечно, при некоторой трате времени и усилий есть возможность также что–нибудь помощнее подобрать и установить, но обводы, реданы и конструктивные особенности делают это нерациональным и нерентабельным.
С двумя обитателями на борту бака 1,2 л Yamaha хватает на час—полтора езды. С родным транцем нога ПМ сидит глубоко в воде, из–за этого и появляется задирание переда мотобота. Требуется увеличение его высоты на 10—13 см, в зависимости от винта.
Под веслами
Весла не останутся без дела, так как данное судно при их использовании сохраняет великолепную остойчивость, очень маневренно и хорошо управляется. 4 подуключины, расположенные двумя парами, монтированы таким образом, чтобы эти предметы можно было максимально удобно установить относительно гребца. Благодаря владельцам данного бота сохранились точные размеры весел.
Общая длина древка 153,5 см. От ручки до места установки уключины — 52,5, а от этой точки до лопасти — 101 см. Диаметр деревянной части — 51 мм. Длина древка, входящая в лопасть — 15 см. Длина лопасти достигает 63, а ширина — 13 см. Диаметр уключины — 12 мм.
Тюнинг
Как правило, самая распространенная мера по улучшению непотопляемости и остойчивости — зашивание своими руками в боковые стены пенопласта под сплошной планширь. Носовая палуба вырезается для улучшения центровки и увеличения кокпита. Транец усиливается для современных, более тяжелых ПМ. В качестве доработки капитаны устанавливают мощный киль, защищающий днище при столкновении с берегом.
Цены
Цена лодки на Авито варьируется от 20 до 40 т. рублей. В среднем, б/у катер в нормальном состоянии продается за 30 тысяч.
Отзывы
В своих отзывах владельцы единодушно характеризуют картоп, как легкий, не скоростной, прочный и недорогой. Так же дружно осуждается плохая мореходность и отсутствие надежно защищенного отсека для личных вещей, пайолов либо сланей. В целом, мнение о товаре положительное, особенно нравится судно рыбакам.
Заключение
При разработке модели М каждый отзыв владельца о лодке был учтен и проанализирован. Это говорит о внимательном отношении инженеров к своим потребителям. Главная мера для эффективности картопа — соблюдение правил безопасности, обозначенных в техническом паспорте.