Лодка Гулянка понятие собирательное, появившись в низовьях Волги, первые самодельные конструкции изготавливались на базе весельных рыбацких суден. Однако в 70-х годах специалисты Саратовского завода решили на основе нижневолжских разработок запустить производство современных моторных катеров.
Имеющаяся каюта укрывает от непогоды, позволяет заночевать 2-3 пассажирам. Конструкция, разработанная для промысловой ловли рыбы в полноводных реках, не предназначена для глиссирования, т.к. рыболовецкие артели отдавали предпочтение грузоподъемности, вместительности и остойчивости.
Достоинства
- Высокая грузоподъемность более 2000 кг.
- Низкий расход топлива 0,6 1,3 л/ч.
- Сохраняет остойчивость в шторм
- Отличная проходимость на высокой волне
- Просторный кокпит
- Высокая пассажировместимость до 12 человек
Недостатки
- Поперечная валкость
- Назкая непотопляемость (отсутствие плавбаков)
- Нет возможности выхода на глисс
Саратовские модели несколько отличаются от своих предшественников. Это заметно по фотографиям. Промышленный образец легко узнаваем благодаря характерным обводам и надстройкам. Проекты самодельных водоизмещающих судов допускают отсутствие кают и свободную комплектацию плавсредства.
Фото катера Гулянка:
История создания
Изначально на Волге рыбаки мастерили весельные корпуса для промысловой рыбалки. Артели нуждались в добротных судах, способных противостоять шторму, высокой волне. При этом каждый элемент был рассчитан на то, чтобы легко ставить и выбирать сети, сохранять и транспортировать улов.
В 70-х годах Саратовский завод начал обслуживать волжские рыбацкие артели, начав производство Гулянки по собственным чертежам, адаптированным к конвейерному изготовлению. Конструкторы собрали опыт народных умельцев, в результате чего появился рабочий проект, собранный по современным технологиям.
Вместе с тем люди продолжали строить деревянные и металлические суда, используя опыт старых мастеров. Завод до сих пор выпускает небольшие партии под заказ. Однако массового производства в настоящее время уже нет.
Видео катера Гулянка:
Таблица характеристик
Поскольку технические характеристики существенно отличаются в зависимости от того, кто и когда ее изготавливал, рассмотрим типичный пример модель Л9600, выпускаемая в Саратове.
Тип плавсредства | Моторный водоизмещающий |
---|---|
Материал | Сталь |
Двигатель | Стационарный дизель, 16 л.с. |
Длина, м | 10 |
Ширина, м | 2,6 |
Вес, кг | 2500 |
Осадка максимальная, м | 0,5 |
Вместимость, чел. | 6 |
Спальных мест | 4 |
Кают | 2 |
Высота каюты, м | 1,9 |
Топливный бак, л | 60 |
Максимальная скорость, км/ч | 14 |
Запас хода, ка | 300 |
Управление | Рулевое |
Обводы | Яхтенные |
Толщина днища, мм | 3 |
Внешний вид и особенности конструкции
В настоящее время заводская интерпретация встречается наравне с народным творчеством. Что у них общего?
- Водоизмещающие обводы
- Наличие небольшой рубки
- Широкий кокпит
Закрытый моторный отсек расположен в средней части кокпита с небольшим смещением назад, отделяя каюту от кормы. В нем же хранится инструмент, топливные баки, запчасти, средства для обслуживания двигателя.
В носовой части расположена воздушная камера, которая служит условным гарантом плавучести. На самом деле ее объема явно недостаточно для поддержания конструкции на плаву при затоплении водой.
На Волге можно увидеть деревянные, металлические, алюминиевые и даже стеклопластиковые варианты. Классическая модель, вроде Дона,выпускаемого в Азове, изготавливалась из дерева. Дуб шел на форштевень, киль, шпангоуты, ахтерштевеннь. Сосна шла на обшивку (30-миллиметровая доска). Для крепежа использовались медные или стальные гвозди. Металл использовался для усиления киля и его защиты от потертостей.
Металлический вариант собирался из холоднокатаных листов толщиной в 2-2,5 мм. Они достаточно прочны, чтобы выдержать удары об отмели и каменистый берег. Сборка металлических конструкций производилась при помощи сварки, в случае использования алюминия его клепали.
Герметизация деревянных корпусов обеспечивалась за счет штапиков, посаженных на густотертую масляную краску или олифу, а на металлических корпусах использовали сварку или клепку с тиоколовой лентой.
Корма транцевая или вельботовая. Чаще всего заужена, ниже ватерлинии сходит на нет. Рулевой кокпит маленький. Располагается обычно за мотором, однако встречаются варианты, когда руль находится непосредственно за рубкой. Для того, чтобы у водителя был хороший обзор, перед рулем имелось возвышение.
Двигатель, как уже было выше сказано, подбирался выносливый, надежный и простой: Л-6, Л-12, 2-Ч, 4-Ч, ВАЗовский, ГАЗовский (от самосвала) или тракторный. Система охлаждения работала на забортной воде, поступающей самотеком из ловушки или за счет помпы. Жидкость, обогащенная выхлопными газами, обратно сбрасывалась через трубу. Сейчас вместо прожорливых старых моторов устанавливаются экономичные импортные. Обычно хватает 15-40 л.с. в зависимости от габаритов, желаемой максимальной скорости. .
На минделе в открытом пассажирском кокпите параллельно бортам располагались две банки. В каюте обычно достаточно места для 3-5 спальников. Вместе с тем рубка не обязательна. Иногда встречаются бескаютные конструкции. В таком виде они используются в качестве прогулочных. Нос закрыт палубой, может быть практически любой формы от острой до округлой и трапециевидной. К широкому носу для удобства приваривали лестницу с поручнями.
Воздушный бак плавучести, расположенный под палубой, не обеспечивал безопасность экипажа. Даже в заводской версии этот недостаток не был устранен. Вместо этого было введено обязательство при выходе на реку надевать спасжилеты и прочие средства индивидуальной защиты.
Сечение корпуса на миделе полукруглое. Носовая часть может отличаться. В одних случаях она остроскулая вплоть до моторного отсека, в других выполнена полукруглой. Низкий борт плавно поднимается к носу. Для безопасного передвижения по палубам предусмотрены поручни-рейлинги.
Поскольку для ловли рыбы требовались крепкие моторки, способные проходить по мелкой воде, среди Гулянок встречаются плоскодонки. Реже, чем килеватые модели, но все же они достаточно распространены.
Схема
Вариант №1:
Вариант №2:
Вариант №3:
Оборудование и комплектация
Мотолодка Гулянка в заводской комплектации имела:
- помпу
- стационарный двигатель
- редуктор
- распашные весла с противовесом
- рейлинги под тент
- рулевое управление
В настоящее время при индивидуальном заказе корпус оснащается дополнительными удобствами:
- камбуз с газовой плитой плитой, раковиной, разделочной поверхностью
- рубка с панелью приборов и рулевым управлением в удобном для водителя месте
- гальюн с прокачным унитазом и рукомойником
- душ
- фара
- ревун
- якорная лебедка
- эхолот
- радиостанция
- отопление
- картплоттер и т.д.
Обитаемость
При установке тента открытый кокпит защищен от палящего солнца и дождя. Банки позволяют разместить около 10-12 человек. Благодаря закрытой рубке плавсредство превращается в полноценное судно, пригодное для ночевки. Для посадки пассажиров предусмотрена лестница, что существенно облегчает задачу при отсутствии пирса.
В кустарном и заводском исполнении в кормовой части предусмотрен рундук для багажа. Хотя, в рубке, а также под банками тоже достаточно места для хранения мелких предметов.
Перевозка катера
Поскольку габариты ,а также вес данного корабля довольно внушительны, для его транспортировки легковой транспорт не подходит. Перевозка осуществляется на специальном прицепе при помощи трактора или любой подходящей техники, которая может взять груз весом в 2-3 тонны.
Наличие рубки, а также закрытых рундуков позволяет избавиться от необходимости приобретать транспортировочный тент. Вещи остаются на своих местах, уложенные в ниши и отсеки.
Непотопляемость
Запас плавучести безнадежно мал поэтому про хорошую непотопляемость говорить не приходится. При этом продольная остойчивость высокая, позволяет выдерживать шторм. Килеватые обводы приводят к валкости при поперечном смещении груза. Боковая волна доставляет немало хлопот. Однако плоскодонные варианты более остойчивы на мелкой воде, могут пройти в канале даже когда глубина составляет менее 0,5 м.
Поскольку при повреждении корпус идет под воду, на экипаже и пассажирах должны быть спасжилеты, а также прочие средства индивидуальной защиты. Толстостенные борта и дно легко выдерживают каменистый рельеф реки, не боятся неловких маневров и случайных ударов. Мотобот чрезвычайно крепкий, прочный и надежный.
Ходовые качества
К описанию катера можно добавить, что смена мотора мало влияет на его скоростные качества. Это связано с тем, что водоизмещающие обводы не позволяют выводить его на глисс. А для того, чтобы в таком режиме добиться каких-то сверхскоростных показателей, потребуются несоизмеримо мощные и прожорливые двигатели.
В целом корабль ведет себя послушно, стабильно, спокойно. Это рабочая лошадка, предназначенная для промысловой рыбалки и степенных прогулок большой компанией, когда основные развлечения не зависят от скорости. Разгоняется медленно и так же неспешно останавливается. Не любит резких виражей, да и не даст при своих габаритах их сделать на скорости 12-14 км/ч.
Установка тента с застекленной надстройкой непосредственно за каютой существенно улучшают комфортабельность путешествия, защищают водителя от непогоды. На ходовые качества они не оказывает практически никакого влияния.
Под мотором
На Волге встречаются экземпляры, укомплектованные подвесными или стационарными моторами. Стационарные более мощные, на них можно использовать редукторы, а также винты большого диаметра. При этом используются бензиновые или дизельные установки. Каждая из них имеет свои плюсы и минусы. Подвесные позволяют избавиться от короба, занимающего значительную часть кокпита. Вместе с тем они более дороги в обслуживании, требуют дополнительных затрат на установку ДУ. Тем не менее, стационарные двигатели более подходят к обводам корабля, условиям его эксплуатации. Хотя, среди водномоторников относительно этого вопроса мнения разделились.
В качестве ПМ используются 18-40-сильные агрегаты в зависимости от габаритов, а также веса корпуса. Для стационарной установки подходят вышеперечисленные Л6, Л12, 2Ч и 4Ч, а также шлюпочная “Звезда” с реверсом и 4-лопастным винтом. Время от времени встречаются варианты с автомобильными моторами, приспособленными под работу на воде.
Под веслами
Поскольку за основу взята весельная конструкция, несмотря на внушительную длину идти под веслами можно. Длинная рукоять компенсируется противовесом. На воде корабль ведет себя послушно, предсказуемо.
Без мотора экипаж вполне справится с задачей и приведет катер в пункт назначения. Максимальное количество гребцов ограничено двумя товарищами, т.к. в комплектации имеется лишь одна гребная пара. Хотя можно справиться и в одиночку.
На волне
Плавание на большой волне не представляет опасности, мотобот ведет себя уверенно. Высокая продольная остойчивость обеспечивает безопасность и не дает перевернуться. Вместе с тем боковая волна может оказаться коварной, ее стоит избегать. Чем ярче выделяется киль, тем более валким становится плавсредство.
Тяжелый толстостенный корабль легко режет воду и всходит на гребни. 3-миллиметровый металл надежно защищает от пробоин и потертостей. Однако столкнуть с мели 8-метровый корабль весом 2-3 тонны вручную вряд ли удастся. Придется искать механизированную помощь.
Цены
Цена лодки “Гулянка” на Авито, Юла и других сайтах настолько же различна, как и ее комплектация. Разброс стоимости просто сумасшедший: от 25 до 430 тысячи рублей. И это далеко не предел, так как сколько хозяин вложил в мотобот, настолько и повышает ценовую планку. Продажа б/у суден производится в абсолютно разной оборудованности и оснащенности: одна рубка, две, поручни, выносные площадки и многое другое.
Отзывы
Отзывы о данной модели в основном положительные, так как она является отличной “рабочей лошадкой”, способной перевозить немыслимое количество груза. Владельцы на форумах жалуются на пробелы с непотопляемостью.
Тюнинг
Активная доработка изделий этой серии привела со временем к тому, что и сегодня многие фирмы производят этот продукт, добавив некоторые изменения. Вариаций множество, поэтому вместо того, чтобы своими руками переделывать катер после его покупки, есть возможность купить готовый под свои нужды. Что касается основного тюнинга — улучшается непотопляемость, укрепляется обшивка и киль, устанавливаются колеса для транспортировки.
Заключение
Лодка Гулянка задумывалась в качестве миниатюрного рыбацкого корабля, на котором в любую погоду артели могли заниматься промыслом. Поэтому основное внимание уделялось вместительности, экономичности, простоте и легкому обслуживанию. Заводские модели сохранили преимущества кустарных разработок, добавив профессиональную сборку и дополнительный комфорт за счет рейлинговых систем для тента.