С 1982 года было налажено изготовление катеров «Восток», изначально поступила в серийное производство первая модель, через короткое время появится и «Восток-2». Изготовлением занимался авиационный завод имени Гагарина. Отличительной чертой катеров «Амур Восток» стала установка движителя водомётного типа. Первое имя «Амур» означает то, что в основе конструкции использовались проекты корпуса от лодки «Амур-3», в котором установлен поворотно-откидной вариант колонки.
Общее описание катера «Восток»
Катера «Восток» и «Восток-2» – это 4 и 5 модели из семейства «Амур». При внешнем рассмотрении изначальной модели можно отметить несколько отличий кормового сектора:
- в конструкции предусмотрен капот, который легко снимается. Он служит для быстрого и простого доступа к моторному отсеку и для увеличения вместимости кокпита. С внутренней стороны люк оклеивается специальным термо- и звукоизоляционным материалом, а снаружи, в качестве материала для покрытия, используется кожа,
- в корме предусмотрено 2 сидения с мягкой обтяжкой, они могут раскладываться для создания комфортного места на ночлег. Все сидения покрыты искусственным видом кожи.
Спереди имеется 3 кресла, они мягкие и позволяют легко превращаться в спальные места. Для увеличения комфортности плавания в кокпите имеются специальные багажники, они располагаются в зашивке бортов ближе к носу. При взгляде под приборную доску можно обнаружить шкафчик, в него рекомендуется укладывать провизию.
Для защиты пассажиров от непогоды используется мягкий тент, его можно натягивать вместе с дугами и устанавливать на особой выгородке, которая устроена в области крайнего к корме шпангоута. В конструкции имеется привальный брус, обладающий окантовкой из резинового профиля. Резина обеспечивает защиту при швартовке.
Катер «Амур Восток» обладает особыми техническими характеристиками благодаря анализу лучших конструкций своего времени, которые в качестве движителя использовали водомётные устройства. В процессе изготовления было сконструировано несколько неплохих образцов для опытного использования, в их конструкциях ключевым отличием являлась форма водовода.
К производству был допущен 1-ступенчатый движитель, который обеспечивает поджатие струи посредством сопла и системы гидрореверса. В основе корпуса для водовода использовались алюминиевые сплавы, изготовленные по методу литья и дальнейшей обработки на станках для придания подходящих характеристик и вхождения в посадочные места. Конструкторы предусмотрели люк для получения доступа к водоводу.
Колесо рабочего типа имеет 5 лопастей, оно изготавливается посредством точного литья из стали высокой прочности. Для увеличения ходовых качеств лопасти подвергались полированию. Подгонка запчастей весьма точная, между кожухом водопровода и лопастными кромками зазоры не больше 0,3 мм. В основе спрямляющей конструкции используется 7 лопаток. Во время опытных тестов было установлено, что наиболее экономичной и удобной работа водомёта является при установке аппарата за пределы транца. Аналогичная конструкция используется в моделях зарубежного производства.
Для управления катером «Восток» задействует 2 створки, которые синхронно поворачиваются и обеспечивают изменение направления напора из сопла. При прямолинейном передвижении во внутренних частях водомётной установки формируется цилиндр, он охватывает всю струю. При реверсе струя блокируется в месте выхода из сопла и отражается от поверхностей заслонки, обеспечивая уход жидкости под днище. Все перечисленные действия формируют качественную управляемость катером на всех этапах.
Сегодня много видео катера «Амур Восток», на которых видны ходовые качества модели. Конструкторами же были проведены собственные исследования на горной реке Гур. Условия русла довольно суровые, в ней много заломов, каменистых участков, резких поворотов и высокая скорость течения (25 км/час). Результаты показали хорошие быстроходные качества судна на уровне 45 км/час и оптимальную проходимость даже на мелководье.
Технические характеристики катера «Восток»
Судно используется для прогулочных целей, соответственно, обладает достаточной автономностью для проведения относительно дальних путешествий. На нём можно плавать на дальность не менее 200 км без дозаправки. Водомётные катера на гидрореактивных движителях показывают лучшие характеристики быстроходности при полной загрузке при сравнении с гребными винтами. При участии катера в различных соревнованиях был подтвержден представленный факт.
Технические характеристики катера «Восток»:
- габаритная длина – 5,5 м,
- ширина по габаритам – 1,83 м,
- высотность борта в области миделя – 0,93 м,
- осадка конструкции – 0,27 м,
- осадка по габаритам – 0,67 м,
- полные показатели водоизмещения – 1,27 т,
- грузоподъёмность – 0,4 т,
- количество пассажиров – 4-5 человек,
- тип двигателя – бензиновый «Москвич-412»,
- максимальная мощность – 60 л. с.,
- предельная скорость под нагрузкой – 37 км/час,
- материал корпуса – алюминиево-магниевый сплав,
- материал палубы – дюралюминий,
- метод соединения – сварные и заклёпочные соединения,
- ёмкость бака для топлива – 100 л.
Для определения рабочих характеристик стоит рассмотреть параметры водомётной конструкции:
- радиус колеса – 100 мм,
- шаг колеса – 170 мм,
- количество рабочих лопастей – 5 шт.,
- размер выходного отверстия сопла – 130 мм,
- тяга на швартовах при движении вперёд и реверсе – 290 и 90 кгс,
- вес двигательной установки – 38 кг.
Технические характеристики катера «Восток-2»
Катер «Восток-2» в большей мере отличается не по техническим характеристикам, а по конструкции и габаритам. Судно обладает каютой, которая и позволила выделить его в отдельную серию.
Силовые и ходовые характеристики не изменились, зато габариты стали несколько больше:
- длина – 5,5 м,
- ширина 1,84 м,
- высота по габаритам – 1,95 м,
- бортовая высота в области миделя – 0,93 м.
Модель «Восток-2», сверх перечисленных характеристик катера «Восток», имеет оборудованную рубку. В ней присутствуют мягкие диваны, которые могут раскладываться для обеспечения 3 спальных мест. В основе корпуса такие же остроскулые обводы с высокими показателями гидродинамических свойств и аналогичная водомётная установка.
Существует и другая модификация – катер «Восток-2Т». В нём уже пересмотрены некоторые характеристики, в основном изменению подвергся двигатель в пользу более мощного.
Технические параметры:
- габаритная длина – 5,5 м,
- ширина по габаритам – 1,83 м,
- высотность борта в области миделя – 0,93 м,
- осадка – 0,2 м,
- количество пассажиров – 4-5 человек,
- тип двигателя – бензиновый «Москвич-248»,
- максимальная мощность – 90 л. с.,
- предельная скорость под нагрузкой – 42 км/час,
- корпус – алюминиево-магниевый сплав,
- материал рубки и палубы – дюралюминий,
- метод соединения – сварные и заклёпочные соединения,
- количество топлива в баке – 100 л.
Какая цена
Стоимость водомётного катера «Восток» приблизительно колеблется около 250–400 тыс. рублей, при покупке судна под ремонт цена составит около 100–150 тыс. рублей. Модели «Восток-2» встречаются по цене 250 тыс. рублей, но преимущественно стоимость уходит за 400 тыс. рублей.
Отзывы владельцев
За десятилетия активной эксплуатации катеров появилось множество отзывов в отношении «Востока».
Михаил:
«Решил заменить двигатель „Москвич-412“ ВАЗовским вариантом в пользу увеличения мощности судна. Всего за 1 сезон двигатель сильно износился и потребовал капитального ремонта. Только со временем узнал, что двигатель ВАЗ плохо себя чувствует на больших оборотах. Рекомендую устанавливать более мощные варианты из серии „Москвич“ или дизеля от Toyota, во втором случае придётся больше возиться с установкой».
Владимир:
«Годом ранее был приобретён „Восток-2“, и я сразу занялся переустановкой штатного движка на японский вариант, который отлично себя чувствует в водомётной установке моего товарища. Благодаря высоким оборотам и большому ресурсу удаётся обеспечить увеличение скорости движения на 10 км/час при сравнении с заводским двигателем. Правда, удовольствие обошлось недёшево – $2 000».
Николай:
«Катер приобрёл в 2003 году и большую часть времени провёл на Ладоге, преимущественно охотился. При подготовке к зиме один раз сливал тосол, осматривал двигатель и обнаружил трещину. Сильно расстроился, так как думал, что придётся половину зимы копаться с мотором. Оказалось, всё просто, запчастей много, и хватило всего лишь заменить блок».