Необходимость в колесах для лодки возникает у водномоторников когда требуется переместить судно по берегу на небольшие расстояния. Наибольшее распространение колеса приобрели среди пользователей моторных ПВХ надувных лодок. Приобретение специального лодочного прицепа для такого судна зачастую не обосновано, а переместить лодку одному человеку от места сборки к воде затруднительно.
Существует масса вариантов способов крепления колес на лодку. У каждого из них есть свои преимущества и недостатки.
Недостатки колес для лодок
Основным недостатком колес на лодке является факт необходимости их снятия (или перемещения) после спуска лодки на воду. Погруженные в воду колеса или их части самым непосредственным образом влияют на мореходность и экономичность судна. Снятие колес занимает время, а их хранение требует места в лодке или транспортировки их на берег.
Места креплений
Тип крепления колес на лодку зависит в первую очередь от конструкции самой лодки. Лодки ПВХ, единственное жесткое место которых – фанерный или алюминиевый транец, используют именно это место для закрепления колес. В лодках с жестким корпусом транец (или корма) также является одним из самых распространенных мест крепления колес, т.к. это место обычно имеет большую и перпендикулярную продольной оси лодки поверхность, надстройки на транец мало влияют на мореходность, а наличие на многих судах транспортировочных носовых ручек позволяет создавать на корме безопасную точку опоры.
С точки зрения легкости перемещения лодки на колесах, монтаж крепления следует переносить на центр тяжести лодки. Здесь необходимо учитывать не только значительный вес установленного подвесного мотора, но и заполненность рундуков и наличие багажа.
При большом весе лодки дополнительно колесо (или колеса) монтируются в районе форштевня.
Обзор вариантов установки колес
Крепление на транец
Закрепление колес на транце – один из самых популярных методов монтажа. На транце, чаще всего, жестко крепятся удерживающие устройства. На них монтируются стойки с осями и колесами. Большинство креплений предполагает возможность подъема колес с фиксацией их в верхнем положении.
Некоторые виды креплений позволяют полностью снять конструкцию колеса. Кроме того существуют и постоянно появляются новые схемы складывания транцевых колес.
Величина колес зависит от типа берега, по которому предполагается «катать» лодку. На рынке представлены колеса увеличенной ширины, но минимального диаметра. Такие «катки» больше подходят для плотного и ровного грунта.
Данный способ крепления используется как на надувных моторных лодках, так и на твердокорпусных маломерных судах.
Частным случаем установки транцевых колес является их жесткий монтаж выше уровня борта. Лодка перемещается днищем вверх и при доставке к воде переворачивается. Такой вариант используется крайне редко, т.к. подразумевает переворот лодки, но отсутствует необходимость откидки или демонтажа стоек.
Крепление колес на кронштейны
Данный способ крепления колес на борта лодки доступен, главным образом, для твердотельных лодок. Стационарные кронштейны, приклепаные к бортам в районах силового набора корпуса, удерживали стойку колеса. Вторая точка опоры располагалась на скуле или привальном брусе. Такой метод крепления колес был распространен на «Прогрессах» и «Казанках», которые хранились в околоводных гаражных обществах.
Рамки, упоры и тележки
Существует великое множество вариантов монтажа колес на лодку с помощью рамок и всевозможных тележек. Преимуществом таких колес является минимальное изменение конструкции самого судна или вообще отсутствие каких-либо изменений.
С появлением полимерных водопроводных труб, многие владельцы лодок стали делать тележки именно из них.
Лодки на колесах
Лодки, штатно оснащенные механизмом, позволяющим двигаться по суше, производятся некоторыми компаниями и мастерскими. Для привода ведущих колес или одного колеса используется либо отдельный двигатель, либо тот же, что для движения по воде с переключением привода. Так, компания Sealegs представляет свои разработки в этой сфере.
Существует много разработок подобного типа амфибий, но их распространение затрудняется высокой стоимостью таких лодок, компромиссами в конструкции и ограниченностью в применениях.