Выпуск катеров «Амур» была запущен в 1970 году небольшим тиражом – 400 шт. Изготовление производилось в Комсомольске-на-Амуре. Предназначение судна – использование на различных водохранилищах и реках, имеющих пресную воду. Эксплуатация разрешена при высоте волн до 1,2 м или при волнении до 4 баллов. С течением времени модель была переработана, и появилось несколько модификаций, в том числе для моря.
Общее описание катера «Амур»
Общие характеристики для катеров «Амур»:
- материал корпуса – дюралюминий, в более поздних вариантах – сплав АМг,
- для соединения используется метод клёпки, частично – сварная методика,
- присутствует несколько переборок для создания герметичных отсеков и обеспечения непотопляемости,
- открытый кокпит, который может закрываться складным тентом. Для натягивания тента используется трубный каркас, который вставляется в особые разъёмы в области палубы. В модели «Амур-2» присутствует рубка-убежище,
- пассажировместимость у всех моделей 5 человек,
- приблизительно одинаковые показатели длины 5,5–5,6 м.
Форпик моделей имеет герметичный тип, для открытия доступа к нему потребуется использовать люк на палубе, имеющий плотный тип фиксации. Кокпит в каждой модели имеет 2 ряда сидений с прочной конструкцией и мягкой обтяжкой.
Водительское место оборудовано штурвалом и специальными механизмами, которые позволяют дистанционно управлять работой двигателя. Здесь же устроен щиток с различными приборами для контроля работы двигателя. Под щитком пространство полностью закрыто специальным поддоном, на который можно укладывать различные небольшие предметы экипировки.
В корме имеется специальный отсек для двигателя. Под пассажирскими кормовыми сидениями имеется редуктор для передачи вращения углового типа. Моторный отсек дополнительно вмещает:
- аккумулятор для питания стартера и габаритных огней,
- холодильник для воды и масляной жидкости,
- бачок с водой,
- разветвление системы охлаждения двигателя.
Для закрытия отсека используется 2 крышки, открывающиеся в стороны бортов. Катер в стандартной модификации использует гребной тип винта из алюминия с диаметром 27,5 см и шагом в 31,2 см. Лодка может использоваться для хождения на вёслах, для фиксации которых предусмотрены специальные крепежи по бортам.
Во время эксплуатации первой модели катера были выявлены существенные недостатки. С их учётом часто приходилось проводить тюнинг катера «Амур», позволявший снизить выраженность различных недостатков при движении. Среди основных минусов конструкции отмечается:
- во время глиссирования корпус подвергается ощутимым ударам даже при небольшом волнении. Это приводит к появлению дискомфорта и определённой тревоги пассажиров. Периодически волны приводят к разбалтыванию соединений на заклёпках, и их приходится подтягивать, иначе появляется течь. Целесообразно изменение обводов и увеличение килеватости судна, преимущественно носа. Этот недостаток очень сложно устранить самостоятельно, самый простой вариант снижения силы ударов – укрепить днище или купить катер «Амур» более новой модификации,
- двигательная конверсия выходит за пределы установленных норм,
- система охлаждения выполнена с одним контуром, не позволяющим в полной мере поддерживать температурный режим эксплуатации судна. Подобная проблема провоцирует появление коррозии на металлических частях двигателя. Катер «Амур» нередко подвергается тюнингу охладительной системы, фото конструкции и устройства двигателя в интернете находится в свободном доступе,
- в конструкции отсутствует реверсивный ход,
- с целью разобщения передаточного движения вала и двигателя используется муфта сцепления из автомобильной отрасли, она не рассчитывается на продолжительное нахождение в неактивном состоянии. Наличие сцепления приводит к избыточной сложности управления и дискомфорту водителя.
Технические характеристики катера «Амур»
Вследствие существенных недостатков, выявленных во время эксплуатации судна, была установлена необходимость разрабатывать модифицированную версию.
Технические характеристики катера «Амур»:
- длина по габаритам – 5,5 м,
- ширина в наибольшем участке – 1,82 м,
- ширина в области скулы (максимальная) – 1,6 м,
- высотность борта в области миделя – 0,88 м,
- осадка конструкции по габаритам – 0,5 м,
- масса катера без пассажиров с полной экипировкой – 0,54 т,
- масса корпуса – 0,23 т,
- наибольшее водоизмещение – 1,1 т,
- количество пассажиров – 5-6 человек,
- тип двигателя – бензиновый, модели «Москвич-412»,
- максимальная мощность мотора – 60 л. с.,
- скорость на полном ходу – 50 км/час,
- вместимость топливного бака – 70 л,
- тип материала – Д16АТ,
- метод соединение – на заклёпках.
Технические характеристики катера «Амур-М»
Предназначение катера «Амур-М» – туристические и прогулочные путешествия по водохранилищам и рекам, имеющим пресную воду. Максимальная удалённость от берега – 5 км при волнах высотой до 0,75 м. В сравнении с первой моделью, были изменены обводы и появилась умеренная килеватость дна в области транца и у скулы поблизости форштевня:
- длина по габаритам – 5,5 м,
- ширина в наибольшем участке – 1,87 м,
- высотность борта в области миделя – 0,82 м,
- осадка конструкции по габаритам – 0,27 м,
- масса катера без пассажиров с полной экипировкой – 0,63 т,
- грузоподъёмность – 0,5 т,
- количество пассажиров – 5 человек,
- двигатель – бензиновый, работает на топливе А-92 и с большим октановым числом,
- модель мотора – «Москвич-412»,
- максимальная мощность мотора – 60 л. с.,
- скорость при нагрузке – 40 км/час,
- соединение – на заклёпках и сварке.
Для усиления корпуса применяется клёпано-сварной метод соединения. Электродуговая сварка используется для палубных и днищевых стрингеров. Выполнена сварка методом точек. Обшивка в области дна имеет толщину 2–2,5 мм, а в местах сниженной нагрузки – 1,5 мм. В основе поперечного набора используется 10 шпангоутов.
Для ночлега можно раскладывать кормовой диван и передние сидения, создавая 2 комфортабельных места. Вдоль обоих бортов кокпита имеются багажники для хранения небольшого инструментария. Теперь в конструкции встроено 2 бака по 50 л.
Предусмотрена 2-контурная система охлаждения, в основе которой используется насос. Вода после забора распределяется на 2 направления:
- К реверс-редуктору для контроля его температуры, затем в трубу для выхлопа,
- В пространство за рубашкой коллектора выпускного типа, далее поступает в радиатор для снижения температуры смазки. Затем вода перетекает в холодильник, где выполняется обмен тепла с жидкостью из внутреннего контура охлаждающей системы. В конце жидкость выбрасывается за борт.
Технические характеристики катера «Амур-2»
Катер «Амур-2» обладает каютой закрытого типа. В конструкции используется колонка, которая позволила снизить длину отсека для мотора, это увеличило размеры кокпита, снизило выраженность шума и степень вибрационных ударов о корпус. Гребной винт с колонкой показывает лучшие результаты при движении по мелководью и при приставании к берегу без соответствующего оборудования.
Технические характеристики катера «Амур-2»:
- длина по габаритам – 5,62 м,
- ширина в наибольшем участке – 1,83 м,
- высотность борта в области миделя – 0,93 м,
- в области транца высота борта – 0,88 м,
- осадка конструкции по габаритам – 0,232 м,
- килеватость в области миделя – 18°,
- килеватость на транце – 7°,
- грузоподъёмность – 0,5 т,
- количество пассажиров – 5 человек,
- модель мотора – «Москвич-412»,
- мощность мотора – 60 л. с.,
- скорость на полном ходу и при нагрузке – 47 и 40 км/час,
- соединение – на заклёпках.
Внутри каюты устроены 2 сидения с мягкой обтяжкой, которые могут раскладываться для создания 3 спальных мест. При складывании сидений можно получить доступ к рундукам, посередине устроен также столик складного типа. Каюта может закрываться 2-створчатой дверью. Габаритная длина рубки – 1,8 м, высота – 1,15 м.
Для поддержания устойчивости катера в случае затопления используются пенопластовые блоки, крепящиеся к корпусу. Материал корпуса заменён сплавом алюминия и магния, так как он более устойчив к коррозии. Рубка и палуба по-прежнему выполнены из дюралюминия. Благодаря использованию сплава АМг, судно можно эксплуатировать в море.
Технические характеристики катера «Амур-3»
Катер «Амур-3» имеет все достижения модели «Амур-2» с единственным отличием – в нём убрана рубка в пользу увеличения размера кокпита и снижения стоимости. Выход на таком судне в море может производиться при удалённости от берега 3 км и высоте волны до 1,2 м.
Для улучшения мореходных характеристик катера «Амур-2М» и «Амур-3» конструировались с более заострёнными обводами в области носа и с большей килеватостью шпангоутов. В области форштевня скула немного приподнята. Это позволило снизить выраженность ударов от волн и устранить избыточное забрызгивание кокпита. С целью улучшения гидродинамических свойств и облегчения перехода в глиссирование при большой нагрузке, в области кормы килеватость снижена.
Какая цена
«Амур-1» во время выпуска стоял 2400 рублей, сегодня цена составляет $2,5–3 тысячи. Модифицированная версия «Амур-М» имеет цену порядка $3500–4000. При модификации до «Амур-2» и «Амур-3» цена в те годы выросла до 6750 и 6000 рублей, соответственно. Сегодня стоимость приблизительно соответствует соотношению 1 рубль = $1.
Отзывы владельцев
Кирилл:
«Большой опыт эксплуатации судна позволяет отметить ряд недостатков конструкции «Амур-2» – приходится часто возиться с мотором, а также колонкой, при выходе на воду при волнении судно получает сильные удары, приходится следить за состоянием заклёпок, максимальная скорость 50 км/час (больше не разогнаться). Вдвоём рыбачить бывает неудобно, так как с носа можно упасть».
Михаил:
«С мотором на «Амуре-3» никаких проблем не возникало, разве что кувалдой бить нужно, чтобы появился износ. Ремонтом колонки занимался самостоятельно, особых проблем также не было. За 5 лет активной эксплуатации существенных дефектов обнаружено не было. Мореходность удовлетворительная, с полной нагрузкой – 45 км/час, в пустом состоянии – 55 км/час».