Крым 3, Крым 4

Лодка Крым версии 3 разработана для прогулочных целей и семейных поездок и вмещает 5 человек. Имеет уютное, комфортное и вместительное обитаемое пространство. Может быть доукомплектована жесткой съемной рубкой. Обладает всеми необходимыми факторами для глиссирования и превосходными ходовыми качествами. Рассчитана на 2 подвесных двигателя с суммарной мощностью 50—60 л. с. Глиссер относится к моделям класса Люкс советского времени. Мореходность обеспечивается благодаря обводам и алюминиевому сплаву, стойкому к воздействию соленой воды. Есть возможность ночевки на судне.

Лодка Крым 4 — выпускник другого завода, расположенного в Феодосии. Это представительский прогулочный пластиковый катер с водометным движителем и каютой, производившийся в советский период. Существовала разновидность 4П, тоже пластиковая, скоростная, сконструированная под 110–сильный ПМ.

Достоинства

  • Самое приятное при использовании данного катера — комфорт. Он сквозит буквально во всем. Инженеры–разработчики тщательно продумали все до мелочей: калитка в ветровом стекле, ступени для того, чтобы подниматься на палубу, множество мест для личных вещей и инструментов, откидной столик, удобные диваны и сиденья. По замыслу создателей, это должен быть дом на воде, в котором путешествие становится приятным даже при наличии маленьких детей
  • Металлическая рубка, которую производители предлагали заказывать дополнительно, предоставляет защиту от солнечных лучей, ветра, брызг и т. д. В ней предусмотрен верхний люк для проветривания. Высота этой конструкции довольно приемлема для людей среднего роста. Однако, для мужчины от 195 см пространства маловато. Наделка запирается на навесной замок, защищая транспортное средство от непрошенных гостей
  • Очень просторная палуба, где пассажирам будет вольготно не только ездить, но и спать. Поролоновые матрацы покрывают раскладные койки, доходящие в длину до 1,75 м.
  • Так как вся кладь помещается в обширную систему хранения вещей и снаряжения, под ногами ничего не лежит и не затрудняет проход к корме, который, в свою очередь, свободен в силу удачного размещения продольных рундуков
  • Топливный отсек — мечта капитана, ибо вмещает в себя 7 емкостей для горючего стандартного в то время 20–литрового объема
  • Глиссер не боится идти против надвигающейся волны вследствие килеватых обводов днища и бортов, обладающих неплохой высотой
  • Устойчивость к коррозии предполагает длительный срок службы модели
  • Продукция рассчитана на 2 достаточно сильных двигателя. Соответственно, скоростные характеристики у нее соблазнительны для любителей быстрых прогулок
  • 4 отличаются скоростными возможностями и хорошей способностью глиссировать

Недостатки

  • Несмотря на большой перечень несомненных достоинств, есть минус, который нивелирует заслуги конструкторов — слабое днище. До серийного номера 1000 заводчане успели выпустить отличные по качеству изделия, до сих пор исправно несущие службу владельцам. Потом было принято решение заменить полноценные реданы на уголки. В итоге такого рационализаторства низ судна стал бояться ударов о воду. В районе фальшреданов начали появляться трещины, из–за которых хозяева имели возможность лицезреть трещины и протекание влаги вовнутрь
  • Из предыдущего недостатка следует предупреждение: нерадивый обладатель такой эксклюзивной модели убьет ее за сезон. Нужно постоянно проверять состояние дна. Иначе деформации и дефекты станут необратимы. Трещинки нужно устранять: заклепывать или заваривать сразу же. Исправить положение может основательный тюнинг нижней части корпуса
  • Скорость на полную мощность, допустимую по паспорту, усугубляет состояние моторки. Удары о водную поверхность приходятся больше на корму и уголки отрываются, 60 сил — слишком много при таком недостатке. Для долгосрочного использования плавсредства необходимо придерживаться потолка от 40 до 45 л. с.
  • Лобовое стекло в грозы и дождливую погоду пропускает влагу в кокпит
  • Транец необходимо подгонять под современные ПМ, приподнимая до нужной высоты
  • Тросы дистанционного управления реверсом и газом недостаточно длинные, есть неудобства в управлении ими
  • По жалобам обладателей версии 4, на нее был поставлен крайне неудачный водомет. Также пластик изнашивался довольно быстро. Были претензии к состоянию блоков плавучести
  • Отдельно у вышеупомянутого катера стоит отметить надежность силового набора: готовый формованный набор приклеивался мокрыми уголками. От 2 стрингеров в стороны присоединены не целые, а состоящие из кусков шпангоуты. Что остается от такой сборки спустя какое–то время видно на фото

Шпангоуты катера Крым 4 Шпангоуты катера Крым 4

История и цели создания

Лодочная серия появилась благодаря талантливому конструктору Г. В. Нелипе, занявшему одно из призовых мест в известном конкурсе проектов малого водномоторного транспорта. Идея молодого инженера получила развитие в 1970 году в Перми на судостроительном заводе Кама. С 1970 до 1980 года производилась первая модификация. Все 80–е и первую половину 90–хх гг. Пермское и Хабаровское предприятия выпускали версии 1 и М.

Продукция получила широкую известность и активно раскупалась в магазинах. Покупатели требовали продолжения удачно начавшейся серии и конструкторы ЦКБ Нептун, один из которых, В. А. Баснин, как раз и озвучил семейную направленность новинки, принялись за новую модификацию. В 1978 году на гонках в Лиепае впервые общественности была представлена модель 3, получившая положительные отзывы экспертов, а также 2–е и 3–е места в классах Т–700 и Т–1000. Ко дню соревнований завод успел изготовить 50 единиц товара. Через год серийный представитель уже распространялся в полном объеме.

Версия с рубкой была запланирована, как полноценная модификация, но спрос на нее оказался маленьким, и наделка стала элементом, который отдельно заказывался по каталогу. 1984 г. ознаменовался премьерой четвертой серийной линии. Главное отличие заключалось в установке водомета на базе автомобильного двигателя ЗМЗ–24–01. Руководитель проекта В. Нелипа получил от ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова высшую оценку мотора — отличный уровень КПД. Продолжительность изготовления 4 и 4П была недолгой, поэтому эти экземпляры встречаются редко, купить или отремонтировать их сложно в силу недостатка запчастей и опыта работы с ними. В 80–е и 90–е годы интерес к этой продукции постепенно угас, вся серия остановилась.

Видео лодка Крым 3:

Таблица характеристик

‘3’ ‘4П’ ‘4’
Длина наибольшая, м 4,7 5,5 5,5
Ширина наибольшая, м 1,8 2,08 2,08
на миделе 0,8 1,0 1,0
в носу 0,75
в корме 0,73
Угол килеватости:
днища на миделе 15 °
днища на транце 7 ° 12 °
Масса с оборудованием и снабжением, кг 245 870 плюс–минус 30
Пассажировместимость, чел. 5 5 5
Грузоподъемность, кг 500 450
Полное водоизмещение, кг 745 1280 1350
Допустимая мощность ПМ, л. с. 50—60 110 70
Материал корпуса АМг5В стеклопластик стеклопластик
Технология сборки сварка

Внешний вид и особенности конструкции

3

Лодка Крым 3 Лодка Крым 3 Лодка Крым 3 Лодка Крым 3 Лодка Крым 3 Лодка Крым 3 Лодка Крым 3 Лодка Крым 3 Лодка Крым 3 Лодка Крым 3 Лодка Крым 3 Лодка Крым 3

Крым 3 изготовлен из АМг5В — металла с высокой прочностью, пластичностью и устойчивостью к коррозионным процессам. Способ сборки смешанный, включает в себя аргоново–дуговую сварку и небольшой процент клепки. Корпус имеет скулы острой формы и выпукло–килеватые обводы с умеренно возрастающим углом килеватости от 7 ° на корме до 15 ° в районе миделя. К днищу приварены 4 продольных уголка, выполняющих функцию реданов.

Форпик вмещает в себя просторный багажный отсек, доступ в который происходит при помощи герметичного бомболюка на палубе. Он изолирован от кокпита переборкой сплошного типа. Необходимо отметить приятную деталь ветрового стекла — Форточку. Место водителя расположено слегка непривычно, с правой стороны, что исключает появление крена в процессе поездок. Обитаемое пространство обустроено по принципу эргономики: каждый сантиметр должен использоваться, а каждый предмет — работать. Для увеличения используемого объема кокпита создатели совсем убрали бортовые потопчины, тем самым добавив до 3 см полезной внутренней площади.

Пассажирские места предоставлены двумя продольными рундуками, расставленными вдоль бортов и одним поперечным в кормовой части. Первые являются конструктивными элементами жесткости. Они имеют габариты 1,3 на 0,45 м, и каждый из них разделен на 2 сиденья вертикальной съемной спинкой, обитой мягким материалом. Таким образом, передний пассажир и его спутник сидят спинами друг ко другу.

Спинки при содействии шарнирных креплений вкладываются в пустые промежутки между кормовой и боковыми банками. Образуются 2 дивана для сна 1,58 м в ширину и 1,75 м в длину. Сверху на них кладется тюфяк с поролоновым наполнителем. Подобное решение применимо и как образование спальных мест, и как возможность поместить у одного борта 3 человека. Учитывая данный способ рассадки, можно взять на судно 7 седоков.

Правая боковая стенка оборудована раскладным столиком. В сложенном состоянии он прячется под крышкой банки у кормовой переборки. В бортовых поверхностях есть ниши для хранения различных вещей и личного скарба. Для облегченного подъема на палубу разработчики заботливо закрепили полочку–ступеньку, которую можно использовать как подставка под походную кухонную плитку. ДУ газ/реверс вмонтировано около рулевого управления, на расстоянии вытянутой руки. В панели есть ниша и запирающийся бардачок. Отсек в кормовой банке, находящийся у транца с подмоторной нишей, обладает великолепным объемом: в него помещается до 7 топливных баков по двадцать литров. Транец предполагает установку 2 двигателей одинаковой мощи или по усмотрению владельца, однако в допустимых пределах.

Некоторое время завод выпускал вариацию 3 с надставкой из легкого сплава на основе алюминия. Высота в рубке над пайолами до нижней части потолочного перекрытия — 120 см. От капитанского кресла до крыши над его головой — 95 см. В плохую погоду обитатели судна защищены от стихии со всех сторон: верх укрыт потолком с откидывающейся крышкой, к задней части ее приделывается панель, выполняющая роль двери со стороны кормы, по бокам устроены сдвигающиеся стекла. Если откинуть заднюю перегородку на форпик, получится открытая кабина, скрывающая под навесом лишь 2 передних места. Кабину можно надежно запереть на замок. Данная модификация тяжелее на 30 кг.

4

Фото лодки Крым 4:

Лодка Крым 4 Лодка Крым 4 Лодка Крым 4 Лодка Крым 4 Лодка Крым 4 Лодка Крым 4 Лодка Крым 4 Лодка Крым 4 табличка ( шильдик ) лодка Крым 4

С самого первого экземпляра серия эволюционировала в соответствии с современными тенденциями. Лодка Крым 4 — это уже совершенно новая история. Начать нужно с того, что материалом в данном случае послужил стеклопластик. Корпус имеет полные носовые обводы выше ватерлинии. На днище расположены 3 пары реданов, имеющие разную длину и оканчивающиеся в области миделя. Килеватость дна у транца 12 °. Силовой набор отлит из стекловолокна: два продольных стрингера и приклеенные к ним шпангоуты, состоящие из двух половин.

Носовая часть запалубленная, плавно переходит в разборную рубку. Демонтированные, ее детали укладываются под пайолы и за бортовую защиту. На боковые стойки есть возможность поставить крышу разной степени закрытости, вплоть до з запирающейся двери. Габариты кокпита — 3,2х1,6 м. Полезное пространство увеличено за счет того, что движок сдвинут вправо к транцу, в угол. Задний диван отформован, как единое целое с кожухом мотора, накрытым пластиковым капотом, прикрепленным на петлях к транцу. Раскладные кресла монтировать можно в каком–угодно месте внутреннего пространства.

Для защиты трубы водомета разработчики применили довольно интересное решение: вокруг нее в качестве защитного кожуха отлита мини–палуба, препятствующая повреждениям различного типа. По ней удобно сходить на берег через корму. Багажные отделения находятся в носу, в бортовых полочках, в кормовом рундуке. Под капотом установлен двигатель ЗМЗ–24–01, позаимствованный у авто Волга ГАЗ–24. Водовод из стекловолокна пологий и короткий. Решетка, выполняющая забор воды, утоплена в дно, что делает поездки более безопасными. Инспекционный лючок встроен в водовод. Металлические детали отлиты из нержавеющей стали.

4П имела аналогичное строение, единственными отличиями которого стали: наличие подвесного агрегата, так как водометная установка оказалась недолговечной и быстро выходила из строя, раскладывающийся задний диван и 2 передних кресла, трап с поручнями на транце. Причиной изменений послужило то, что крымоводы начали требовать от заводчан замену движка на подвесной, но, при этом, не уступающий по мощности и скоростным характеристикам прототипу.

Схема

Сравнительные данные лодки Крым 3 между туристическими лодками

Схематический рисунок лодки Крым 3

Схематический рисунок лодки Крым 3

Оборудование и комплектация

Глиссер под номером 3 оборудован:

  • 2 веслами
  • ремонтной аптечкой
  • 2 бортовыми рундуками и 1 кормовым
  • рулевым ДУ
  • уткой–рымом
  • уключинами
  • тентом с окном из полиэтилена и дугами для его установки
  • калиткой ветрозащитной системы
  • черпаком
  • откидным столиком и мягкими спинками сидений
  • спасательным линем
  • блоками плавучести
  • ходовыми огнями
  • мягким матрацем на спальные места
  • полочкой для подъема на палубу

Усовершенствованная модель оснащалась рубкой, состоящей из крыши с люком, задней панели, окон.

Комплектация четвертой серии в периодике почти не освещалась, данных по оснащению практически нет. Имелись в наборе: разборная пластиковая рубка, ДУ и рулевое, рундуки, мягкий диван в задней половине кокпита, столик и нестационарные кресла, ветровое стекло и капот.

Обитаемость

Крым 3 — одно из лучших суден в плане комфортабельности, оправдывающее цели его создания. Для поездок компанией или семьей инженеры предусмотрели максимум удобств: с момента подъема на палубу до ночевки. Обилие отделений для размещения багажа в форпике, в боковых стенках и диванчиках позволяет поддерживать порядок в кокпите. В итоге все вещи находятся на своих местах, под ногами ничего не валяется. Люк в запалубленной части широк для беспрепятственного доступа к снаряжению и инструментам. Система хранения, с суммарным объемом 0,84 м3, обеспечена навесными замками.

Площадь жилой отсека составляет 4,74 м2. По документам пассажирских мест 5, но на случай необходимости команда Нелипы предусмотрела 2 запасных. Четверо седоков усаживаются на бортовых рундуках лицами друг от друга, опираясь на спинки, обтянутые поролоном. Задний диван может приютить еще одного человека. Оборудование спального места осуществляется достаточно легко: спинка с креплениями в виде шарниров просто перетягивается в свободный промежуток у поперечного дивана. Получается полноценная койка для взрослого человека.

Сверху кладется набитое мягким материалом покрывало. Так на борту отдохнуть или переночевать могут как минимум 2 обитателя. Но на этом бонусы не закончились. На одном из бортов в проеме между бортовым сиденьем и кормовым прикреплена столешница. В откинутом положении она превосходно выполняет свою функцию. Лобовое стекло имеет дверцу посредине, столь желанную для хозяев других известных брендов. Рулевое управление изначально стоит справа, однако возможен монтаж и с другой стороны.

Выход на форпик осуществляется при помощи небольшого ящичка, функционирующего, как ступенька и подставка для походной варочной панели. Под торпедой в панели управления есть шкафчик, а на ней — выемка для тахометра. Мягкий раскладной тент крепится на дуги, имеет прозрачные вставки, люк на молнии для доступа на палубу. В сложенном виде, накидка занимает место у выгородки рецесса.

У конструкции с алюминиевой рубкой надставка идет в продажу в разобранном виде. Если нет необходимости ее собирать, то комплектующие вкладываются в оборудованные для этого карманы под пайолом и по бортам. Детали соединяются винтами. Крыша у собранной кабины расположена на приемлемом уровне: от пола до потолка 120 см, от сидений — 95 см. Верх надставки может быть полуоткрытым, открытым и полностью закрытым, в зависимости от погодных условий. Задняя панель выполняет роль дверцы.

Лодка Крым 4 подобна машине класса Люкс — просторная, обитая изнутри мягким материалом, с обилием ниш, полочек и большим носовым отсеком для багажа. Кокпит из стекловолокна обладает превосходным объемом полезной площади: больше трех метров в длину и полутора в ширину. Диван расположенный в хвосте выштампован при формовании моторки, а стационарных сидений нет. Вместо них есть раскладывающиеся сиденья, которые устанавливаются там, где это необходимо.

Рубочная надстройка в холодное время года целиком закрыта со всех сторон: стеклянные окна по бокам, 3 сегмента крыши, а также перегородка с вмонтированной дверью. В солнечную жаркую погоду формируется навес над капитаном из двух верхних секций. А когда тепло, но пасмурно или дождь — устанавливаются все элементы, кроме панели у кормы. Образуется проветриваемый коридор, защищающий пассажиров от непогоды. Разобранные элементы прячутся под поверхность пола или за планширь. По отзывам потребителей в каюте не будет тесно двум рослым мужчинам, трем и более в ней просто не поместиться. Обогрев, к сожалению, отсутствует.

Перевозка лодки

Глиссер внушительных размеров, конечно, невозможно транспортировать на крыше авто и на трейлерах недостаточных габаритов. В данном случае нужно подобрать правильное приспособление для перевозок, подходящее по грузоподъемности и величине. Реально также смастерить прицеп своими силами. Положительный момент при этом заключается в том, что появляется возможность учесть индивидуальные особенности местности, подъездного пути и т. д.

Непотопляемость

У 3 запас плавучести представлен пластинами пенопласта, запаянными в герметичные полиэтиленовые упаковки. Конструкторы грамотно поместили их в форпик и в кормовом отсеке в рундуке у рецесса. Но! Все усложняют возможные протечки днища по причине его ненадежности.

Информации по непотопляемости следующей версии в официальных источниках нет, но на форумах есть негативные отзывы о недолговечности блоков плавучести. Что касается остойчивости, то здесь все однозначно: высокие борта, осадка при полной загрузке не более 30 см и способность справляться с различными волнами создают великолепные условия для безопасного выхода на воду.

Ходовые качества

Нелиповцы проделали колоссальную работу, чтобы в полной мере раскрыть мореходность третьей серийной представительницы. Конструкция позволяет довольно быстро и легко выходить в глисс. Два ПМ обеспечивают хороший запас мощности, что, в свою очередь, дает отличные скоростные характеристики. Выпукло–килеватые, острые очертания в носу придают мотоботу способность преодолевать встречную волну. Борта не заливает при поперечном волнении. Скорость под отечественными ПМ достигает более 40 км/ч, но при преувеличении ее наблюдаются удары дна о воду и оно быстро и необратимо выходит из строя.

Катер под номером 4 по паспорту способен ходить по мелководным участкам до 0,5 м, а дальность поездок при волнении 1 балл — 200 км. Обладал бы превосходными ходовыми характеристиками, если бы не постоянно ломающийся водомет. В противоположность данному устройству, корпус шикарно покоряет волны. Автомобильный двигатель в краткий промежуток времени набирает обороты, а переход к глиссированию практически неощутим. Полные обводы выше ватерлинии в носовой части исключают рыскливость.

Уникальная способность плавсредства — оно умеет подходить к берегу на самых малых оборотах, а также — сниматься с мели, просто размывая ее напором воды. К достоинствам добавляется маневренность, проходимость, короткий тормозной путь в 6—7 м. В корме повышают поворотливость скошенные участки скулы.

Таблица скоростей

Лодка Крым 3 под разными моторами

Наименование ПМ

серии мотолодки ‘3’
Количество моторов Загрузка, кг Скорость, км/ч
Mercury 50 1 380 53
Yamaha 90 1 250 72
Вихрь–25 1 180 30
Вихрь–25 2 180 43
Вихрь–25 1 350 25
Вихрь–25 2 404 39
Вихрь–25 2 500 39
Вихрь–30 1 180 40
Вихрь–30 1 350 35
Вихрь–30 1 450 30
Нептун–23 1 180 30
Нептун–23 2 180 43
Нептун–23 1 350 26
Нептун–23 2 500 40

Под мотором

У версии Крым 3, сконструированной под спарку ПМ, дает хорошую скорость Нептун — 30 км/ч и до 40. Соотношение полезной нагрузки и скорости при спарке Вихрей–М — 180х43, 500х40 килограмм на км/ч. Мощность ПМ 60 л. с. не приветствуется в целях сохранности корпуса.

Отличие 4 — интересное сочетание движка от Волги типа такси и водомета собственной разработки команды конструкторов. Частота вращения в рабочем режиме 2900 об/мин эквивалентна 70 силам. Моторесурс в таком режиме составляет до 800 часов, а расход горючего при этом — 19 литров в час. Четырехлопастное колесо имеет шаг 250—260 мм. Тяга на швартовах — 385 кгс.

Крутящий момент на вал колеса передается при помощи зубчатой цилиндрической передачи в пределах 1:1. Вал расположен настолько горизонтально, насколько это возможно. Поэтому водовод не длинный, пологий, имеет слабое гидравлическое сопротивление. Водный поток идет вдоль вала и не создает ненужных завихрений. Водовод выполнен из стекловолокна. Рабочее колесо крутится в кольце из стали, вклеенном в водовод. Ступица увеличенного диаметра создает равномерное ускорение потока.

Под веслами

О гребле на 4, к сожалению, ничего не написано. Ну а на мотоботе под номером 3 этот процесс происходил около носовой части, прямо на бомболюке лицом к открытой калитке стекла. Ноги упирались при этом в ступеньку. Подуключины приварены перед ветрозащитной системой.

Тюнинг

Так как плавсредства обеих вариаций спорные, имеющие в равной степени сильные плюсы и минусы, тюнинг может быть бесконечным и безграничным.

У варианта 3 самое благодарное и основополагающее изменение — полностью заменить дно и уголки. Умельцы, решившиеся на этот довольно затратный шаг, отмечают восстановившийся баланс ходовых качеств и скорости, а также увеличивающийся срок службы изделия. Подъем транца своими руками, замена ветрового стекла и тросов управления — мелочи, улучшающие качество прогулок по воде.

С четверкой чуть-чуть сложнее. Эта модель очень редкая. Как правило, какая досталась, с такой и сотрудничает мастер. Те, кому попался водомет, но среда его обитания будет средне– или глубоководная, переделывают его под ПМ. Если все совпало, то первым делом следует полностью менять водомет, силовой набор, определиться с незаменимостью рундуков и каюты. Происходит доработка кокпита.

Цены

У 3 стоимость на сайте авито достаточно высока. Ценовой диапазон колеблется от 130 тысяч рублей до 450. Естественно, это продажа б/у средств, так как они выпускались более 40 лет назад. Купить лодку вариации 4 возможно, отдав за нее от 3,5 до 15 тысяч долларов.

Отзывы

Если по первой рассматриваемой моторке есть достаточно информации на форумах от ее владельцев, то по второй сведения старые, обсуждений почти нет. Но, в целом, отзывы теплые. Единодушно хвалят обводы и гидродинамику корпуса и ругают качество сборки, а также используемый материал. Возможно, недочеты образовались по причине отсутствия единого беспрерывного производства серийных моделей. Отдельные процессы происходили в абсолютно разных цехах и даже заводах. Для того, чтобы получить верного помощника на многие десятилетия — придется вложить в доработку свое время, силы и финансы.

Заключение

Решение о приобретении вариации 3, 4, 4П должно быть взвешенным и продуманным с точки зрения предположительно осваиваемых водоемов, их глубины, превалирующих погодных условий и возможности вложить свои усилия в реконструкцию этой шикарной моторки.

Рейтинг
( 3 оценки, среднее 1 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
poseidonboat.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: