Ладога

Лодка Ладога стала одной из первых отечественных стеклопластиковых моделей, запущенных в серийное производство. В отличие от металлических моторок хорошо продумана. Комфортный кокпит надежно защищен от ветра и брызг. При небольшой мощности мотора судно легко выходит на глисс, разбегается до 40 км/ч, что дает возможность использовать ее не только для рыбалки, но и для увеселительных прогулок с шайбами и лыжами.

Достоинства

  • Возможность установки двух 20-сильных двигателей
  • Высокий борт не боится волны, защищает кокпит от забрызгивания
  • Удачная конфигурация брызгоотбойника повышает скорость и управляемость, защищает пассажиров от воды
  • Самоотливная подмоторная ниша
  • Просторный кокпит, позволяющий заночевать в лодке 2-3 пассажирам

Недостатки

  • В первой серии тонкое ребристое днище. Впоследствии этот недостаток был устранен на более поздних моделях
  • Декоративное пластиковое покрытие боится УФ излучения и морской воды. При эксплуатации трескается и отслаивается
  • При полной загрузке выход на глисс затруднен

Фото лодки Ладога:

Лодка Ладога Лодка Ладога Лодка Ладога Лодка Ладога Перевозка на прицепе лодки Ладога Лодка Ладога Лодка Ладога Днище лодки Ладога Лодка Ладога Лодка Ладога Лодка Ладога Лодка Ладога

История и цели создания

Ладога 1 детище инженеров ЦКБ “Нептун”. Проект был разработан в 1968 г., а через 2 года первые экземпляры приняли участие в V Всесоюзных соревнованиях, проходивших на 130-километровой трассе возле Бирштонаса. Несмотря на то, что экипаж разработчиков занял лишь 6-е место в своем классе, в 1972 г. в центре Ленинграда на Невском проспекте выставочные образцы имели успех, в результате чего были проданы первые 48 единиц серийных стеклопластиковых моторок.

На этом производители не остановились и в 1973 году приняли участие в гонках на Неве. Экипаж ( В.С. Осадчий и Г.И. Григоров) занял II место, пройдя 140-километровый маршрут под двумя 20-сильными Вихрями с показателем 42 км/ч. Этого оказалось недостаточно, и осенью того же года 5 моторок прошли 9800 км через 61 шлюз. Побывали в белорусском Бресте, завернули в Крым (Севастополь), на Черноморском побережье заглянули в гости к одесситам. Прошли по Днепру (Киев), после чего посетили Волгоград, Москву и Ленинград. В результате опытные образцы были испытаны на крупных реках, Рыбинском водохранилище, а также опробованы на полутораметровой морской волне.

Первая серия, сошедшая с конвейера Средне-Невского судостроительного завода, показала достоинства и недостатки используемой технологии. Несмотря на прочное армирование стекловолокном днище нуждалось в дополнительном усилении. Гладкая палуба оказалась скользкой. Особенно в мокром состоянии. Защитное полимерное покрытие через пару лет эксплуатации покрывалось трещинами, осыпалось, не выдержав прямых солнечных лучей и агрессивной морской воды.

Поэтому в 1974 г. увидел свет видоизмененный проект, в котором были учтены ошибки первого запуска. Изменился состав полимерной составляющей. Защитное покрытие легко выдерживало УФ лучи и осмотическое давление моря. Килеватые обводы претерпели изменения, в результате чего мотобот стал легко всходить на гребни, улучшилась управляемость плавсредством. Поскольку разработка оказалась удачной и востребованной, некоторые модификации данного модельного ряда выпускаются до сих пор, например, “Новая Ладога” от ООО Астрон Марин.

Таблица характеристик

Длина, м 4,1
Ширина, м 1,54
Высота на миделе, м 0,7
Угол килеватости 10°
Масса с оборудованием без ПМ, кг 215
Мощность ПМ, л.с. 25-40
Скорость под ПМ 25 л.с., км/ч:
полная загрузка 28
один водитель 40
Удаленность от берега, м 3000
Высота волны, м 0,5
Пассажировместимость 4
Грузоподъемность, кг 400

Внешний вид и особенности конструкции

Характеристики лодки Ладога обусловлены особенностью ее конструкции. Корпус изготовлен практически вручную из стеклопластика контактным способом. В качестве армирующего материала использовалась сатиновая стеклоткань АССТ. Связующим полимерным компонентом послужила смола НПС 609 21 м.

Конструкция состоит из двух частей: корпуса и палубы, соединяемых болтами по линии привального бруса, который прежде изготавливался из дерева. Поскольку древесина быстро стиралась, появлялись сколы, в последующих вариантах она была заменена армированным полимером. Толщина днища и транца 4 мм образуют семь слоев стеклоткани. В 74-й модификации транец усилен 20-миллиметровой водостойкой фанерой, покрытой защитным слоем армированного пластика. Это дало право на установку двух моторов мощностью по 20 л.с.

Изначально за жесткость корпуса мотолодки отвечали 4 фанерных флора с продольными стрингерами. Однако их было недостаточно, поэтому последующая серия была оснащена решетчатым скелетом, набранным из деревянных реек. Со временем древесина приходит в негодность, требуя замены. Поскольку в пластике сохраняются желоба под рейки, это сделать довольно просто. Во время работы необходимо предусмотреть проток для отвода воды. Иначе после обильного дождя судно может затонуть. Дополнительную жесткость обеспечивают также пайолы, изготовленные из 8-миллиметровой водостойкой морской фанеры.

Питерцы охотно приобретали новую мотолодку, имеющую остроскулый обвод с малой килеватостью. Ее форма обещала быстрый выход в глиссирующий режим, что актуально для прогулок на Ладоге. Изначально реданов не было. Вместо них была предусмотрена некая ребристость, повышающая жесткость конструкции. Однако в процессе последующих разработок судно получило полноценные продольные реданы, а линия скулы в носовой части существенно поднялась вверх.

Заявленная пассажировместимость на 4 человека обеспечивается двумя передними сиденьями и кормовой банкой. В первоначальном варианте спинки сидений были стационарными и неподвижными. В более поздних сериях они были видоизменены. Сами сиденья были углублены, а спинки получили возможность откидываться. Возле штурвала в переднюю панель вмонтирована ниша. В нее помещается бутылка с газированной водой или полезная мелочь, которую необходимо постоянно держать под рукой.

Для защиты пассажиров от брызг предусмотрено панорамное ветровое стекло с широким углом обзора. Носовая палуба в результате видоизменений получила ребристую дорожку для безопасной высадки пассажиров. А для крепления тента разработаны новые фиксаторы.

Видео лодки Ладога:

Схема

Схематический рисунок лодки Ладога

Оборудование и комплектация

Судно оборудуется дистанционным рулевым устройством, к нему прилагается:

  • пара распашных весел
  • кормовая банка
  • два сиденья со спинками
  • пайолы из 8-миллиметровой фанеры
  • панорамное ветровое стекло
  • походный тент из плащ-палаточной ткани
  • черпак
  • якорь

Дополнительная комплектация формируется судовладельцами самостоятельно, поскольку данная модификация больше не выпускается. Однако ее до сих пор можно приобрести в хорошем состоянии под реставрацию.

Обитаемость

В рекламных проспектах заявлено, что трое туристов могут с комфортом провести ночь, не выходя на берег. Несмотря на большой просторный кокпит 1,95х1,25 м сон взрослых людей в первозданном варианте был затруднен тем, что спинки у кресел не снимались и не откидывались. Кормовая банка также занимала место без возможности трансформации.

Впоследствии этот недостаток был устранен. Сами сиденья приобрели автомобильный вид, стали более глубокими. Спинки получили возможность откидываться, меняя угол наклона в четырех положениях, а диванчик стал раскладываться. Поскольку только два сиденья снабжены спинками, два пассажира с комфортом могут расположиться на ночлег. Однако заявленных трех спальных мест все равно не получается, разве что непосредственно на пайолах. Это получится лишь у тех, кто обладает невысоким ростом.

Хранение вещей затруднено. Сухих рундуков для багажа нет. В качестве приятного исключения в носовой части кокпита рядом со штурвалом имеется ниша для хранения походного снаряжения. Ее объема достаточно для того, чтобы иметь под рукой бутылку минеральной воды или карту местности со всяческой мелочью, которую нужно держать возле себя. Ниш для установки канистр с топливом не предусмотрено. Приходится ставить их под ноги.

Проблема лечится за счет изменения конфигурации кормового дивана и кресел. Также часть багажа можно разложить в изготовленные по бокам сухие рундуки. В некоторых случаях владельцы идут на уменьшение запаса плавучести под палубой за счет герметичного багажника. Однако это уже из разряда тюнинга. Тент из плащ палаточной ткани имел тенденцию быстро выцветать. Поэтому владельцы его заменяют современными материалами, стойкими к УФ излучению. Тем не менее даже в родной комплектации кокпит закрывается полностью и надежно защищает от непогоды. Так что дождь с ветром не смогут помешать отдыху.

К подвесному мотору предусмотрено дистанционное управление. Для него изготовлена приборная панель, удобная для дальнейшей модернизации. Она достаточно просторна, так что на ней найдут свое место современные электронные устройства навигации. Сплошное панорамное стекло дает хороший обзор при максимальной защите от воды. В первых выпусках присутствовала центральная стойка в качестве элемента усиления конструкции. В последствии от нее отказались благодаря выпуклой форме стекла.

Цветовая палитра включает следующие варианты:

  • белый верх, темно-синий, почти черный низ
  • желтый с черным привальным брусом
  • красный

Перевозка лодки

Поднимать, даже вдвоем, 215 кг тяжело. Кантовать такой вес еще можно, но переносить, перетаскивать, а тем более грузить катерок одному не стоит. Разве что при помощи тельфера или парочки крепких помощников. Так что перевозка возможна только на прицепе. Поскольку жизненное пространство открыто, транспортировочный тент придется кстати. В таком случае можно освободить место в багажнике, сразу загрузив все необходимое в мотобот.

Непотопляемость

Без защиты киля на каменистом дне пластик со временем стирается. По этой причине желательно его укреплять специальными лентами-накладками. В данном случае лучше предотвратить беду, чем неожиданно получить пробоину посреди реки. Выходить в плавание при волне свыше 70 см нежелательно. Судно может выдерживать гребни до метра, все же вождение в таком случае близится к экстремальному.

Блоки непотопляемости из пенополистирола размещаются под носовой палубой, а также в кормовой части вдоль бортов и на днище. Между тем, пенопласт со временем намокает и перестает выполнять свою роль. Поэтому желательно периодически проверять его состояние и при необходимости менять.

Ходовые качества

При небольшой килеватости катер всходит на гребни хорошо, остойчивость высокая. Конструкция близка к плоскодонкам, вместе с тем ярко выраженный киль дает возможность выходить в море при высоте волны до 50 см. При максимальной скорости ощущаются более сильные удары в днище, чем, например, в Оке. Глиссирование с одним мотором вполне возможно, т.к. с полной загрузкой судно идет 28 км/ч.

Вместе с тем, владельцы отмечают, что это справедливо лишь в том случае, когда в мотоботе находится двое людей. При добавлении нагрузки глиссирующий режим достигается с гораздо большим трудом. Приходится задействовать дополнительный мотор.

Таблица скоростей

км/ч л/ч
Yamaha 90 43-46, max -60 25-27
Yamaha 40 40-42 нет данных
Вихрь 20 при полной загрузке 28 нет данных
Вихрь 20 при минимальной загрузке 40 нет данных

Под мотором

Транец рассчитан на вес до 100 кг. Поэтому у водомоторников есть выбор: использовать преимущество двух моторов мощностью по 20 л.с. или один на 40. В случае поломки двигателя в спаринге всегда остается еще один, на котором можно вернуться домой. В этом неоспоримое преимущество. Хотя обслуживать придется два агрегата.

Водомоторники считают, что 30-сильного движителя мало, т.к. для трех пассажиров с запасом топлива и снаряжением ход тяжеловатый. Вдвоем мотобот выдает желаемую скорость, а при посадке компании из четырех друзей задирается нос, скорость падает до 15 км/ч. В некоторых случаях при установке 40-сильного ПМ при разрешенной нагрузке предусмотрен дополнительный тихоходный маломощный двигатель для ловли пугливой хищной рыбы.

Под веслами

Для обеспечении безопасности весла идут в комплекте. Они не служат основным способом управления, но при поломке двигателя добраться до берега вполне возможно, если удаленность не превышает 3000 м.

На волне

Согласно описанию характеристик конструкция может использоваться на водоемах с жесткой зыбью, морским прибоем и мягкой речной волной. Вместе с тем, если рыбак вынужден будет встретить резкую смену погоды на воде, катер обеспечит надежную защиту благодаря высокой остойчивости, высоким бортам, предсказуемости в управлении.

Цены

Цена лодки “Ладога” на Авито и других платформах продаж начинается от 75 и возрастает до 250 тысяч рублей. Стоимость продукции нашего времени находится в районе 500—580 тысяч рублей. Такой ценовой порог обусловлен изначально высоким качеством материала и сборки, а также тем. что стеклопластик требует минимального ухода и обслуживания в течение долгих лет. Поэтому продажа б/у изделий на Авито и Юла идет бойко и дает значительный объем продаж.

Отзывы

Касательно обитаемости на форумах есть замечания. Владельцы недовольны системой хранения багажа и недостаточным объемом спальных мест. Также моторка тяжеловата при транспортировке. Но в целом, отзывы большей частью положительные, так как все показатели, влияющие на выбор при покупке, являются выше среднего.

Тюнинг

Доработка своими руками обычно заключается в полной переборке всех частей и механизмов, ТО. Хозяева встраивают топливный бак, датчики уровня бензина, датчики заряда аккумулятора, монтируют тахометр, огни, помпы, ДУ и др. Любители комфорта обустраивают внутреннее пространство, оборудуют его музыкой. ПМ идут в спарке, поэтому крайне важно укрепить транец.

Заключение

Ладога годится для рыбалки, охоты, прогулок и кемпинга. Разработчики изначально предусмотрели широкие возможности для тюнинга. Вместительный корпус получился комфортным, а мореходные качества настолько высокими, что данная серия пережила своих создателей и успешно выпускается по сей день.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
poseidonboat.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: