Лодка Сибирячка Сибирячка–мини

Лодка Сибирячка — универсальная модель, подходящая для рыбалки, охоты, сельскохозяйственных нужд, сдачи в аренду на турбазах или лодочных станциях. Сконструирована под мотор малой мощности, достаточно выносливая и остойчива. Предназначена для поездок по озерам, водохранилищам и рекам, волнение на которых не превышает 35—50 см. Пассажировместимость — 3 человека.

Беспалубник при заявленном количестве сил достигает 32 с полным составом экипажа и 14 км/ч с единственным капитаном.
Сибирячка–Мини представлена в 4 модификациях: 1, 2, 3 и Мини–разборная. Это картопы, постепенно эволюционирующие в серию от неразборных до складных и секционных. ПМ для них имеет диапазон л. с. от 2 до 5.

Видео лодки Сибирячка:

Достоинства

  • Главное преимущество плавсредства заключается в небольшом весе. Данный критерий стал возможен благодаря минимальному оборудованию и оснащению, а также применению дюралюминия, самого легкого из металлических сплавов в судостроении. Это позволяет транспортировать его даже в одиночку при наличии удобного трейлера. Легкое судно без проблем вытаскивается на берег, а серия Мини мало того, что компактна, так и весит всего лишь 36—40 кг
  • Места для багажа. Проблема многих беспалубных катеров — отсутствие мест для багажа и рыболовного снаряжения. Изделие новосибирского завода имеет 2 рундука под передней и кормовой банкой
  • Широкая корма обеспечивает глиссеру хорошую остойчивость. Грамотно продуманные очертания обводов дают приемлемую гидродинамику и уверенное поведение на воде. Владельцы положительно высказываются по поводу скоростных качеств: моторка имеет приятный потенциал в этом плане, глиссируя с гораздо высшими показателями, чем многие подобные экземпляры
  • Универсальность под ПМ любой марки при допустимой мощности
  • Пользователям нравится неприхотливость в уходе и экономичность в потреблении топлива. Спартанское оборудование не требует инновационных приборов и дорогостоящего двигателя
  • Вследствие простоты конструкции разобраться с ее управлением можно достаточно быстро и легко
  • Среднее сиденье расположено крайне удачно для гребли или ловли рыбы
  • Мотобот отличается хорошей способностью к гребле на веслах. При данном процессе плавсредство маневренно и управляемо

Недостатки

  • Днище оказалось ненадежным. Вследствие конструктивной недоработки шпангоутов по истечению нескольких лет область их крепления покрывалась трещинами, что приводило к протечкам и снижению уровня безопасности
  • Некоторые трудности с выходом в глисс становятся заметны при размещении водителя на корме вблизи движителя с пустым кокпитом. С перетяжеленным задом глиссаж не происходит, а нос чересчур задирается. Скорость с 8–сильным Ветерком, при этом, не более 7 км/ч
  • Пользователи жалуются на то, что катер плохо справляется с волнением. Хотя производители анонсировали отличную способность преодолевать полуметровые волны
  • Неудобные переднее и заднее сиденья: седоков забрызгивает водой, наблюдается неустойчивость
  • Недостаточная крепость рецесса также проявилась спустя годы использования. Изделия, дошедшие до наших дней, практически все имеют укрепленную подмоторную нишу
  • Также есть мнение, что реданы гораздо улучшили бы ходовые качества дюральки

Фото лодки Сибирячка:

Лодка Сибирячка Лодка Сибирячка Лодка Сибирячка Лодка Сибирячка Лодка Сибирячка Лодка Сибирячка Лодка Сибирячка Лодка Сибирячка Лодка Сибирячка

История и цели создания

Сибирячка впервые была представлена общественности под названием Универсал в 1987 году на всесоюзных гонках по водно–моторному спорту в городе Нарва. Разработана и сконструирована она была в Новосибирске, на авиазаводе им. Чкалова.

К 1986 году стало ясно, что многочисленные сельские хозяйства, расположенные в суровых таежных краях, испытывают острую потребность в моторках, предназначенных для маленьких речушек. Сибирь ими испещрена в большом количестве, поэтому ниша в любом случае должна быть заполнена. Старт работе задал заказ рыболовного предприятия на универсальное гребно–моторное плавсредство, простое и непритязательное в использовании, под 8–сильный Ветерок.

Перед конструкторами была представлена следующая концепция будущего судна:

  • маневренность
  • транспортабельность
  • легкость
  • малая мощность
  • невысокая себестоимость при производстве
  • достаточный уровень безопасности
  • возможность развить неплохую скорость для 8 л. с.

Результат оправдал ожидания. Модель оказалась удачной. После нескольких доработок стало понятно, что проект достоин реализации в полноценную линию. Об успешности ее говорит уровень продаж уже за 1990 год — 900 шт. За следующий год только предзаказов было более 1000 шт.
Впоследствии линия продолжилась четырьмя мини–версиями, среди которых собственными именами были названы Обласок и Охотничья лодки Новосибирского авиационного завода.

Таблица характеристик

“1”

Длина наибольшая, м 4, 27
Ширина наибольшая, м 1,27
Высота борта, м:
на миделе 0,5
на транце 0,38
Угол килеватости на транце 4
Пассажировместимость, чел. 3
Грузоподъемность, кг 300
Вес со снаряжением и оборудованием без ПМ, кг 83
Масса корпуса, кг 70
Материал корпуса Д1, Д16
Максимальная мощность ПМ, л. с. 8

Внешний вид и особенности конструкции

Дюралевый мотобот Сибирячка собран методом клепки с использованием соединений Д1 и Д16. В качестве уплотнителя между металлическими листами и как защита от протекания выступает тиоколовая лента. Изготовление обшивки выполнено популярным в те годы способом разворачивания плоского листа на поверхность. Данный прием удешевляет себестоимость продукции, соответственно, и ее цену.

Силовой набор представлен смешанной системой: 2 стрингерами и 3 шпангоутами. Последние детали выштампованны в П–образной форме. Дополнительную жесткость создают перегородки на носу, в корме и 2 посередине, являющиеся боковыми стенками центральной банки. По верхнему периметру борта окаймлены углобульбовым уголком.

Остроскулые очертания обеспечивают отличные технические характеристики вариации “1”. Передняя часть не запалублена, оборудована банкой. Такие же сиденья находятся в центральной части кокпита и у транца. Под крайними встроены рундуки для размещения багажа и топлива. Крышки, собранные из деревянных планок, откидываются наружу и служат банкетками для обитателей плавсредства. Подмоторная ниша — обычная, с внешней стороны прикреплена пяти– или семимиллиметровая доска из ДСП. С внутренней — плита из бука.

На дно плоско–килеватой формы приклепаны 2 профильные накладки из того же углобульбового профиля симметрично относительно киля. Отличительная особенность набора — в задней части шпангоуты и стрингеры между собой не соединены. Это приводит к тому, что в этих местах днище прорывается. Толщина его обшивки 1,2 мм, а по бортам — 1 мм. Пайолы решетчатые, деревянные, могут сниматься при необходимости. Составить более детальное и реалистичное впечатление, а также вживую оценить положительные и отрицательные нюансы можно после просмотров видео лодки.

Характеристики картопов Мини в периодике того времени почти не раскрыты. Директор завода В. И. Томилов в одном из своих интервью подчеркнул, что в состав серии входят и исключительно гребные модификации, и комбинированные с ПМ, а соединены в одну линию они символически.

Модель 1 — цельный картоп с протяженностью корпуса 2,6 м. Предназначен для ходьбы на веслах. 2 используется с 2–сильным ПМ, длина увеличена до 3,4 м.

3 или Обласок — складной картоп в 3,6 м, в котором помещаются 2 пассажира. Масса достигает 36 кг. Его удобно перевозить в багажнике автомобиля или на его крыше, так как габариты данного изделия в сложенном состоянии: 0,43х0,15х1,6 м.

4 — последняя представительница серии. Называется Мини–разборная. Состоит из 3 секций и рассчитана на 5 л. с. Интересная особенность — есть 4 варианта сборки катера. Это осуществимо благодаря идентичным стыковым фланцам у всех сегментов. Места соединений уплотняются резиновой лентой. Масса со всем необходимым составляет всего 40 кг.

Схема

Схематический рисунок лодки Сибирячка-Мини



Схематический рисунок лодки Сибирячка

Оборудование и обитаемость

Комплектация такой простой дюральки предполагает наличие минимума оборудования. Это: два весла, 3 банки, съемные пайолы, рым–утка и швартовные утки, пенополистироловые блоки плавучести. С 1999 года производители дополнили набор тентами и дугами к ним. Разборные мини–судна состоят из секций и деталей крепления.

Перевозка лодки

Способ транспортировки первой модификации и всех последующих имеет существенную разницу из–за габаритов. Четырехметровая 1, естественно, не поместится на крыше машины. Для данного катера понадобится трейлер, подходящий по длине, ширине и техническим характеристикам.

Неразборные мини–модели перевозятся на автомобиле, прикрепленные сверху. Секционные разделяются на сегменты, эти части вкладываются друг в друга. Уложенные в пакет, детали легко помещаются в багажнике. Тройка, например, в упаковке имеет размеры 0,43х,15х1,6 м.

Ходовые качества и непотопляемость

Прежде всего необходимо отметить факт, что линия моторок абсолютно не мореходная. Плоское днище, имеющее маленькую килеватость, лучше идет по перекатам на мелководье, не цепляя килем дно при подходе к берегу.

Выход в глиссаж обеспечивают плоское к корме дно и остроскулые обводы. Но в одиночку добиться данного режима невозможно: нос приподнимается и нужная скорость не достигается. Особенно, если капитан находится у мотора. Улучшается ситуация при наличии двух человек на борту: водитель на заднем сиденье, второй обитатель на переднем. С 8–сильным ПМ таким образом можно добиться глиссирования от 14 до 22 км/ч. С 12 л. с. показатель увеличивается до 28 км/ч.

При волнении появляется жесткость хода и дельфинирование. Плюс — брызги, исходящие из–под скул, досаждают тем, кто находится в кокпите. Многие хозяева исправляют недостаток путем установки реданов. По отзывам потребителей, с грузом судно небезопасно и валко даже в небольшую волну, практически ее не режет. Но при хороших погодных условиях все отмечают неплохую остойчивость.

Напротив, ходьба под веслами происходит без проблем, уверенно, так как корпус проектировался с учетом их использования.
Функцию непотопляемости выполняют блоки из пенополистирола, равномерно распределенные под полом: в носовой, центральной и задней частях, под сиденьями–рундуками. Испытания командой разработчиков показали, что дюралька, целиком заполненная водой, не тонет сама и поддерживает при этом 95 кг груза.


Таблица скоростей

1

Схематический рисунок лодки Кол–во пассажиров, чел. Скорость, км/ч
‘Ветерок–8’ 1 32
4 14
‘Ветерок–12’ 1 28

Под мотором

Инженеры разрабатывали мотобот 1 для ПМ до 15 л. с. Но впоследствии ограничили 8–сильным Ветерком. Поэтому, плавсредство отлично себя ведет под мощностями 8, 12 и 15 сил. В связке с данной моделью часто встречаются Нептун, Парсун, Tohatsu и другие. Существенно улучшает процесс вождения установка ДУ.
Чтобы определиться, как функционируют глиссеры под разными агрегатами, специалисты рекомендуют понаблюдать за разной комплектацией вживую либо на видеохостингах. Такие, как например, Тохатсу–18 и лодка Сибирячка и т. д.

Цены

Купить модификацию производства ЗиЧ сегодня вполне осуществимо не только в хорошем состоянии, но и по разумной цене. Со стандартным оснащением изделие можно приобрести от 30 до 100 тысяч рублей. Купить б/у лодку Сибирячка с двигателем реально от 120 т. р.

Тюнинг и ремонт

К тюнингу дюральки нужно подходить с осторожностью, так как есть вероятность испортить те теххарактеристики, что есть, не добавив ничего хорошего.

Достоинство катера в его малом весе. Ни в коем случае нельзя его утяжелять в ходе усиления корпуса, рецесса, днища и т. д. Также на форумах обсуждаются неудачные примеры увеличения высоты борта, что приводит к неустойчивости конструкции.

Какие основные элементы модификации наблюдаются у владельцев моторки?

  • Вырезание средней банки для образования спального места
  • Заплатки на потенциально слабые места на днище
  • Установка водомета
  • Монтирование под ПМ деревянного уголка для изменения угла наклона ПМ, чтоб нос так сильно не задирался и выход в глисс был более быстрым
  • Приклепывание реданов и брызгоотбойников
  • Усиление транца для дополнительной жесткости
  • Перестройка рецесса на самоотливной
  • Удлинение конструкции
  • Размещение консолей вместо первоначальных сидений.

Множество идей и полезной информации находится на форумах и сайтах о мотоботах. Например, там легко найти мастер–классы, как поставить антибрызговые скулы на лодку Сибирячка или по другой теме.
Подробное описание процессов тюнинга содержит последовательные и обильные фото лодки Сибирячка, помогающие разобраться в непонятных моментах.

Отзывы

Отзывы владельцев изделий из рассматриваемой серии разные, но создающие реальное впечатление о продукции завода ЗиЧ. Характеристики глиссера в целом неплохие. Она — идеальный вариант для охо ты и рыбалки для двух человек в хорошую погоду, для переходов на небольшие расстояния.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
poseidonboat.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: