В советские времена судостроительные предприятия страны изготавливали не только плавательные средства для водного туризма, рыбалки и отдыха. Активное увлечение людей водными видами спорта требовало мощных и скоростных катеров для проведения спортивных мероприятий. Плавсредства специального назначения, предназначенные для обслуживания и поддержки спортивных соревнований на воде, производились в Ленинграде на экспериментальном судостроительном предприятии. Стеклопластиковый катер «Триумф» является одной из интересных разработок ленинградских конструкторов.
Описание, назначение и условия использования катера
Отечественными судостроителями в конце прошлого века была выпущена экспериментальная модель плавательного средства – катер «Триумф». Описание его достоинств можно найти на специализированных сайтах.
Это трехкилевое судно из стеклопластика, которое имеет ярко выраженные глиссирующие обводы.
Спроектированный специалистами завода спортивного судостроения, тримаран отличается:
- повышенной остойчивостью во время стоянки и в движении,
- мягкостью и комфортабельностью хода при волнении,
- курсовой устойчивостью и отличной маневренностью,
- увеличенным объемом кокпита.
Спортивный тримаран, получивший название «Триумф», предназначен для следующих целей:
- буксирования спортсменов-воднолыжников,
- обслуживания мероприятий по водным видам спорта,
- технической поддержки при организации парусных соревнований.
Плавательное средство предназначено для эксплуатации в пресных и соленых водах. Зона плавания катера на водной глади озер, водохранилищ, а также в морских условиях ограничена. Он может удаляться не далее трех километров от береговой черты, при этом высота преодолеваемых волн не должна превышать 1,2 м.
Катер «Триумф» – технические характеристики
Рабочие параметры катера довольно неплохие, как для плавательного средства, выпущенного в семидесятых-девяностых годах прошлого века:
- габаритная длина от носа до кормовой части судна составляет 5,32 м,
- ширина в наибольшем наружном сечении корпуса не превышает 2 м,
- высота борта по миделю равна 0,82 м,
- водоизмещение порожнего тримарана достигает 1000 кг,
- осадка загруженного плавательного средства – 0,28 м,
- максимальная грузоподъемность – не более 500 кг,
- допустимое количество пассажиров на борту судна – 5 чел.
В качестве привода используется двигатель марки М8ЧСПУ-100-1, развивающий мощность до 90 л. с. Имеется возможность включать реверс, что удобно при швартовке.
Мотор позволяет поддерживать следующий скоростной режим тримарана:
- 45 км/ч – с экипажем на борту и максимальной загрузкой,
- 50 км/ч – только с одним водителем катера.
Объем бензобака, с учетом нормативного потребления двигателем топлива, позволяет катеру с полным баком бензина преодолевать без дозаправки расстояние в 200 км. Этого вполне достаточно для обслуживания парусных регат и тренировок.
Особенности корпуса
Корпус имеет характерную для тримаранов плоско-килеватую форму. Угловое значение наружной килеватости дна в области транца составляет 16 градусов. На днище имеется шесть продольно расположенных реданов. Нижняя часть катера, прилегающая к гребному винту, выполнена плоской в районе киля. Это улучшает условия работы винта и позволяет повысить тягу.
Стационарный двигатель расположен в корме судна под плоскостью сплошной палубы. Для доступа в моторный отсек предусмотрен легко открываемый капот. В полостях стеклопластикового корпуса размещены блоки плавучести из пенопласта. Они обеспечивают непотопляемость судна при возникновении аварийной ситуации.
Кокпит
По внешнему виду кокпита и автомобильной компоновке сразу видно, что «Триумф» – катер каютный. При первом взгляде обращает на себя внимание уютный кокпит открытого типа. Он контактирует с запалубленными частями носа и кормы судна. Руль управления и водительское место расположены в левой передней части кокпита. Рядом с местом водителя имеется кресло для одного пассажира. Водительское сиденье и место тренера выполнены поворотными. Это обеспечивает дополнительные удобства в процессе тренировок и при проведении соревнований.
Остальные члены экипажа располагаются в кокпите на вместительном диване, находящемся в задней части пассажирского отсека. Для отделки кокпита использован павинол – искусственная кожа, пропитанная влагостойкими смолами. Кожзаменитель зафиксирован планками, изготовленными из дерева. Катер оснащен рулевым колесом, заимствованным от легкового автомобиля «Волга».
Лобовое стекло установлено не только в передней части кокпита, но и закрывает его с боковых сторон. Такая конструкция позволяет надежно защитить экипаж от встречного ветра и водяных брызг.
Катер «Триумф» – фото
Дизайн катера, в плане цветового решения, привычный для моторных лодок. На сохранившихся фотографиях катера хорошо видно, как окрашено плавсредство. В одном варианте корпус выполнен светлым, а палубная часть – бордовой. На других фотографиях темно-зеленый цвет корпуса хорошо сочетается с салатовой палубой. Имеется также вариант, когда все плавательное средство окрашено одной светлой краской.
Ходовые испытания катера
Катер «Триумф» положительно зарекомендовал себя в различных условиях эксплуатации. Он лучше держит курс и имеет более мягкий ход, чем другие спортивные катера с аналогичными обводами. Отмечается высокая устойчивость при маневрировании катера, позволяющая круто поворачивать руль без значительного крена судна.
Катер «Триумф» – отзывы
Множество выпущенных катеров после длительного использования в водноспортивных клубах страны продолжили свой жизненный путь, перейдя в заботливые руки любителей моторных лодок со спортивным характером. Владельцы положительно отзываются о мореходных свойствах скоростного катера, который способен набирать скорость 50 км/ч. Надежность конструкции «Триумфа» прошла самые серьезные испытания – проверку временем!