Обилие рыбных мест и охотничьих угодий привело к необходимости приобретения водоплавательных средств. Лодка «Мечта» – это простое складное судно, которое пригодится для использования в водохранилищах средней и небольшой величины. Может применяться для рек со средним течением воды. Эта лодка отличается простотой конструкции, возможностью складывания, минимальным количеством инвентаря и низкой стоимостью.
Общее описание лодки «Мечта»
Складная лодка «Мечта» одним из ключевых параметров имеет лёгкость и простоту конструкции. Лодка может использоваться для нахождения в ней 2 человек. Преимущественно такие варианты берут рыболовы-любители, которые предпочитают проводить время в одиночестве или в компании друга. Соответственно, лодка должна иметь способность собираться в одиночку.
Лодка «Мечта» без особого труда может соединяться из основных частей в единое целое, специальный инструмент для этого не требуется. Для сбора конструкции одному человеку потребуется около 10 минут, так как большинство замков выполнены по гибкой технологии с окончаниями в виде крючков. Большие затраты времени потребуются для надувания баллонов.
В собранном состоянии комплект представляет собой плоский пакет весом в 50 кг. Транспортировка упаковки в багажнике «Волги» невозможна с закрытой крышкой. Удобнее всего перевозить на крыше, только потребуется помощь для закидывания.
Значительных конструкционных новинок раскладная лодка «Мечта» не имеет, она подобна стандартным охотничьим лодкам периода существования СССР. В основе конструкции используется дюралюминий (Д16АТ), который дополняется специальной тканью с резиной для уплотнения соединительных участков. Благодаря материалу и большой вместимости, судно позволяет перевозить в 2 раза больше груза. Лодка разрешена к использованию при высоте волн до 30 см и при максимальной удалённости от берега до 0,5 км.
Металл, в основе конструкции, позволяет двигаться под двигателем, сидя у транца, он обеспечивает качественное маневрирование, и даже при резких поворотах на максимальной скорости всегда сохраняется надводная часть борта. Во время движения или в статическом положении на лодке можно передвигаться, не боясь, что она перевернётся или будет разломана.
Для обеспечения непотопляемости возле бортов присутствуют специальные ёмкости с воздухом. Оба баллона идентичны по конструкции и имеют длину 1,5 м и диаметр 20 см. С помощью шнурков они крепятся к банкам для поддержания уровня при затоплении. Без этих емкостей использование лодки запрещено.
Изготовлением моторной лодки «Мечта» занимался Московский машиностроительный завод «Салют». Она снята с производства в 1981 году. Продажа осуществляется в парусиновом чехле. Лодка может комплектоваться:
- вёслами или подвесным мотором. Максимальная мощность двигателя – 5 л. с.,
- дополнительно в комплекте присутствует черпак,
- спасательный линь,
- парусиновый чехол,
- баллоны для воздуха.
В процессе проектирования должное внимание уделялось ходовым качествам и надёжности, но немаловажную роль играет и скорость сборки, габариты в собранном состоянии, удобство хранения и транспортировки.
Корпус состоит из дюралевых пластин толщиной 1,5 мм. Для предотвращения течи и обеспечения герметичности используются накладки из резины 3 мм. Уплотнители приклепаны к краям металлических элементов (на полоски из дюраля) с помощью 4-миллиметровых заклёпок. Швы имеют однорядную конструкцию и обладают шагом в 18 мм.
Для придания конструкции жёсткости используются 3 поперечные полосы, которые выполняют функцию сидений. Изготавливаются из фанерных опор. Они относятся к специфическим шпангоутам. Спереди устанавливается распорка, которая по необходимости может сниматься.
Транец выполнен из более жёсткого материала, он тоже съёмный, устанавливается на подмоторную доску. Транец изготавливается из бакфанеры толщиной 12 мм. Днище в области транца абсолютно плоское, а в миделе обладает небольшим выгибом во внешнюю сторону (из-за формы опор).
Для придания остойчивости встроено 2 своеобразных киля (бортовые края и выпуклые части днища). Они уходят ниже днища и могут цепляться за дно. При движении на вёслах могут появляться сложности с управлением, и усложняется уход от сталкивания. Если ходить с двигателем, кили способствуют лучшей остойчивости и обеспечивают некоторую защиту резины с внешней стороны. Кили также позволяют плоскодонной лодке неплохо маневрировать и держаться курса. Дополнительно устанавливаются 2 опорные части – транцевые плиты для снижения дифференциала при ходе по прямой или при повороте до 6°.
В случае максимальной нагрузки в 200 кг, при отсутствии ветра, с мотором в 2 л. с. лодка способна развивать скорость до 10 км/ч. При установке двигателя максимальной мощности (5 л. с.) развивает до 15 км/час. Рекомендуется ходить на лодке под мотором, так как на вёслах придётся прикладывать большие усилия.
При использовании вёсел ощущаются коротковатые основы, отчего лодка шатается, и появляются немаленькие волны, хотя развить большую скорость не удаётся. Любители гребли жалуются также на короткое внутреннее пространство, которое не позволяет создавать хороший упор. Лопасти не могут поворачиваться, они всегда приобретают вертикальное положение. При достаточных физических нагрузках можно развить скорость в пределах 7–8 км/час. Обводы и вся конструкция создана для хождения под мотором.
Для создания привлекательного внешнего вида используется тент-чехол, который устанавливается на нос. Лодка полностью открытая, соответственно, тент защищает от попадания воды внутрь при небольших волнах.
Завод гарантировал работоспособность лодки 1 год. При должной эксплуатации срок службы значительно возрастёт, только нужно обязательно следить за состоянием конструкции. Основные манипуляции по уходу:
- после каждого выхода в воду стоит промывать лодку, если она собирается и складывается для хранения,
- постоянно очищать устройство от проникновения грязи или песка,
- перед складыванием рекомендуется просушить конструкцию,
- резиновые уплотнители следует беречь от низкой и высокой температуры. Благо, что в случае выхода из строя можно вручную заменить уплотнительный слой,
- следует регулярно проверять состояние эмали и предотвращать укладывание конструкции на бетон или металл. Рекомендуется подкладывать ткань, бумагу или дерево.
Технические характеристики лодки «Мечта»
Лодка «Мечта» имеет оптимальные характеристики для охоты и рыбной ловли на различных водоёмах. Благодаря складной системе может вручную переноситься в глухие регионы с привлекательными местами для рыболовов и охотников. Для ручной транспортировки на большие расстояния обязательно потребуется 2 человека или тачка.
Технические параметры:
- длина – 3,14 м,
- ширина в самом широком месте – 1,11 м,
- на миделе и транце высота борта – 0,47 м,
- габариты сложенной лодки – 1,16х1,07,х0,18 м,
- вес конструкции с экипировкой, но без двигателя – 48,7 кг,
- количество пассажиров – 2 человека,
- предельная грузоподъёмность – 200 кг,
- разрешённая мощность устанавливаемого мотора – не более 5 л. с.,
- максимальная скорость движения – 15 км/ч,
- наибольшая скорость с максимальной нагрузкой – 13 км/ч,
- материал – дюралевый сплав Д16АТ и резина.
Какая цена
Раскладная лодка «Мечта» в момент производства и продажи имела цену 137 рублей. Сегодня это плавательное средство не продаётся в магазинах, можно встретить только б/у. Стоимость в большинстве объявлений указывается немногим большая, чем $100 ($120–140).
Отзывы владельцев
За десятилетия использования лодка «Мечта» получила разнообразные отзывы от положительных до негативных. В современных реалиях её можно назвать старой, но для неприхотливых рыбаков и охотников может подойти, кстати, благодаря невысокой стоимости.
Андрей Иваненко:
«Есть электромотор 5 л. с., но его не устанавливаю, так как ходил на греблю и свободно обгоняю моторные катера. Нравится лёгкость и устойчивость лодки. Получается без какого-либо страха или проблем рыбачить на Дону. Досталась по наследству, у нас уже 37 лет. За это время появилось только несколько трещинок и изгибов».
Анатолий:
«У меня небольшая квартирка и нет гаража, поэтому акцент при выборе делал на компактности, чтобы хранить на балконе и сильно не мешала. Лодка «Мечта» приглянулась в этом отношении. Всё нравится, только в одиночку тяжеловато укладывать на машину, иногда прошу помощи».
Дмитрий:
«В общем, лодка неплохая, но в силу неопытности, неправильной конструкции или повреждений постоянно выпадают банки и отваливается то одна скамья, то другая. На вёслах ходить неудобно, нет места для создания нормального рычага. Мотор маломощный, а устанавливал 10 л. с., так она трещит по швам».