Задумываясь о выборе многоцелевой лодки для семейного отдыха, перевозки людей или рыбалки сегодня многие отдают предпочтение моделям иностранного или отечественного производства, изготовленным из пластика, или надувным вариантам плавательных средств. Однако при всем многообразии предлагаемых конструкций стоит обратить внимание на изделие, пользовавшееся популярностью в 70–80 годах в бывшем СССР среди любителей активного отдыха и путешествий. Это лодка «Серебрянка». Ознакомимся с техническими характеристиками и исполнениями популярной в свое время модели.
Лодка «Серебрянка» – назначение, достоинства и недостатки
Лодка «Серебрянка» – плавательное средство многоцелевого назначения, предназначенное для следующих целей:
- любительского и профессионального рыболовства,
- охоты на закрытых и открытых водоемах,
- транспортировки грузов и доставки людей,
- семейных прогулок и отдыха на воде,
- непродолжительных путешествий,
- занятий воднолыжным спортом.
Конструкция корпуса позволяет:
- устанавливать навесной мотор,
- использовать традиционные весла.
Первый образец шлюпки был изготовлен свыше 40 лет назад. После испытаний он был рекомендован к серийному производству. Популярность плавательного средства, быстро заменившего распространенные в свое время «Казанки», обусловлена следующими особенностями изделия:
- конкурентоспособной ценой. Благодаря приемлемой стоимости, лодка «Серебрянка» доступна людям со средним уровнем доходов,
- универсальностью. С помощью этого плавательного средства можно решать множество задач, а также устанавливать двигатели различной мощности,
- простотой конструкции. Элементы внешней обшивки из алюминиевых листов фиксируются между собой с помощью контактной сварки или заклепок,
- технологичностью. Обшивка корпуса выполнена из штампованных деталей, загнутых на верхнюю плоскость, при этом продольные реданы выполнены накладными,
- скоростными характеристиками и ходовыми свойствами. При скорости свыше 30 км/ч лодка «Серебрянка» уверенно держится на воде, преодолевая волны высотой до 50 см,
- привлекательным внешним видом. Наличие традиционной палубы во второй и третьей модификациях, а также стремительные очертания сразу обращают на себя внимание,
- наличием дистанционного управления. В кормовой части может располагаться водительский пульт, что обеспечивает удобство, а также улучшает центровку,
- возможностью безопасной эксплуатации. При проблемах с дистанционным управлением легко перейти к двигателю для управления с помощью румпеля,
- надежностью. Конструкция корпусной части и метод фиксации обшивочных элементов обеспечивают необходимый запас прочности и повышенную герметичность,
- курсовой устойчивостью. Плавсредство в различных условиях ведет себя прогнозируемо, что обеспечивается формой корпуса, а также мощностью подвесного двигателя.
Лодка «Серебрянка» хорошо управляется и с помощью весел. Кроме того, она уверенно выходит на режим глиссирования при использовании подвесных двигателей мощностью до 22 кВт.
Несмотря на перечисленные достоинства, в конструкции имеются и слабые места:
- склонность металла к коррозии. В процессе эксплуатации дюралюминиевые листы совместно с заклепками постепенно теряют прочностные характеристики из-за коррозии,
- недостаточно высокая мореходность. При увеличении высоты волн выше 0,5 м проблематично гарантировать безопасность пассажиров на борту при движении,
- пониженная жесткость алюминиевого корпуса. Боковые листы корпуса и днище обшивки при сильных волнах могут подвергаться невозвратимой деформации в результате прогиба,
- слабая устойчивость шлюпки при перемещении на борту пассажиров. Опасно двигаться вдоль борта во время стоянки и движения, шлюпка довольно валкая,
- качество заводской краски. Лакокрасочное покрытие в процессе эксплуатации отслаивается от металла. Это устраняется путем повторной окраски.
Несмотря на ряд недостатков, большинство собственников в основном удовлетворено рабочими характеристиками. Шлюпка отлично держит невысокую волну благодаря правильно подобранному углу подъема днища от килевой части к бортам, а также обеспечивает безопасность при плавании. В этом убедились многие владельцы в процессе эксплуатации.
Лодка «Серебрянка 3» – характеристики
Базовую модель плавательного средства, которая в процессе испытаний была доработана, заменила лодка «Серебрянка 3». Характеристики ее следующие:
- длина корпуса, мм – 4230,
- максимальная ширина, мм – 1600,
- высота корпуса в средней части, мм – 700,
- величина подъема днища в транцевой части шлюпки, град – 16,
- максимальный вес груза на борту, кг – 375,
- возможное количество пассажиров, чел. – 5,
- предельная мощность устанавливаемого двигателя, л. с. – 30,
- максимально возможная высота волны для безопасной эксплуатации, см – 50,
- материал, используемый для изготовления корпуса, – алюминиевый сплав.
Скорость движения при предельной нагрузке определяется конструктивным вариантом исполнения, а также мощностью установленного двигателя:
- максимальная скорость для изделия с защитной рубкой и двигателем Вихрь 30» составляет 33 км/ч,
- плавсредство, оснащенное двигателем Нептун 23», с убежищем закрытого типа способно развить скорость до 31,6 км/ч,
- открытая шлюпка, управляемая одним водителем и укомплектованная маломощным мотором Ветерок 12, развивает скорость 28 км/ч.
Сегодня имеется возможность установить мощный и экономичный импортный мотор. Это позволит снизить расход топлива, повысив при этом скоростные характеристики. Ходовые качества и устойчивость при движении обеспечиваются оригинальной формой поперечного сечения корпуса.
Масса плавсредства без навесного двигателя отличается для различных вариантов исполнения:
- вес открытой беспалубной шлюпки составляет 126 кг,
- палубное плавсредство с системой управления, тентом и стеклом весит 167 кг,
- масса модернизированного варианта с защитной рубкой не превышает 153 кг.
Скоростные характеристики изменяются в зависимости от количества пассажиров и мощности устанавливаемых моторов. Так, с двигателем «Ветерок-14» можно развить максимальную скорость, составляющую 25 км/ч, с двумя пассажирами на борту, что вполне достаточно для комфортного передвижения во время рыбалки или отдыха.
Лодка «Серебрянка 3» – варианты конструкции
Существуют различные варианты конструкции лодки «Серебрянка»:
- базовый. Он представляет собой мотошлюпку открытого типа без палубы. В носовой части имеется удобная емкость для хранения. Она оборудована поднимающейся крышкой, которая может запираться и использоваться в качестве сиденья. П-образное размещение продольных рундуков и средней емкости позволяет комфортно расположить пассажиров по всей длине корпуса, обеспечить удобство доступа к багажу, рыболовным снастям, а также увеличить жесткость лодочного корпуса. Свободная площадь позволяет беспрепятственно обеспечить ночевку на борту четырех пассажиров,
- прогулочно-спортивный. Внешне отличается от базовой модели наличием в носовой части малогабаритной палубы, оборудованной лобовым стеклом, а также установленным рулем и системой дистанционного управления лодочным двигателем. Модель комплектуется удобным тентом, который обеспечивает надежную защиту туристов во время непогоды. Крепление боковин брезентового тента осуществляется с помощью специальных лямок. При необходимости боковины защитного тента можно быстро скачать, обеспечив максимальный обзор и дополнительное удобство во время рыбалки,
- лодка «Серебрянка 3» в модифицированном варианте исполнения оснащена стационарной рубкой, выполняющей функцию надежного убежища во время непогоды. Она смонтирована в носовой части плавательного средства, обеспечивает защиту довольно большой площади. В просторной рубке могут удобно разместиться ночевать до трех человек. Во время занятий воднолыжным спортом, такое убежище надежно защищает водителя от водных брызг. В рубке не только удобно сидеть во время движения. Во время стоянки там могут располагаться баки с топливом, рыболовные снасти, а также продукты питания.
Ниши каждого из указанных вариантов позволяют поместить штатный топливный бачок и дополнительные канистры с топливом. Все модификации оснащены четырьмя мягкими сиденьями, которые несложно демонтировать, а также трансформировать в спальные места. Конструктивные особенности сидений позволяют осуществлять их регулировку, перемещение по длине, а также по ширине лодочного корпуса.
Стандартная комплектация предусматривает поставку совместно с плавсредством следующих принадлежностей:
- весел,
- страховочного линя,
- ремонтного комплекта.
Все модификации характеризуются отличными ходовыми качествами, а также укомплектованы одинаковым корпусом, обладающим высокими скоростными показателями.
Заключение
Подводя итоги, необходимо отметить, что лодка «Серебрянка 3», благодаря уменьшенной массе, правильно подобранной форме корпуса и эксплуатационным характеристикам, превосходит своих конкурентов в каютном классе. Среди выпускавшихся в СССР моторных шлюпок нет плавательных средств, которые могли бы сравниться с ней по техническим характеристикам и уровню комфорта. Рыболовы, туристы, охотники, любители активного отдыха по достоинству оценили лодку «Серебрянку». Они подтверждают, что она отлично держит волну, быстро выходит на глиссирующий режим и удобна в эксплуатации.