Лодка «Язь» стала усовершенствованной версией морально устаревшего «Ерша», который и был взят за основу. Разработкой занимался судостроительный завод в Тюмени. Конструкция была переработана на основании пожеланий пользователей, в основном – охотников и рыбаков-любителей. В процессе эксплуатации «Ерша» была установлена необходимость увеличения размерений лодки и усиление показателей жёсткости, прочности, а также сохранение позитивных качеств предыдущей модели.
Общее описание лодки «Язь»
Судно преимущественно используется для хождения на вёслах, соответственно, в основе корпуса лёгкий сплав дюраля, обеспечивающий увеличение грузоподъёмности. Дюралюминий имеет небольшой собственный вес, следовательно, лодка в полной комплектации может использоваться для рыбалки и охоты в одиночку. Чаще всего судно укладывается на верхний багажник малолитражного транспортного средства. Для закидывания на верх автомобиля потребуется помощь, в одиночку будет довольно тяжело.
Алюминиевая лодка «Язь 320» предусматривает вместимость 3 пассажиров. Разработана в качестве гребной модели, но может устанавливаться маломощный подвесной мотор. Первые испытания опытного образца были блестяще пройдены в 1980 г., после чего конструкторы получили рекомендацию к массовому производству на заводе в Киеве – «Ленинская кузня».
Преимущества дюралевых лодок «Язь»:
- небольшой вес конструкции,
- высокая прочность корпуса,
- низкая стоимость. Лодка «Язь 320» имеет цену порядка 2/3 стоимости от стандартных надувных лодок,
- может эксплуатироваться в условиях повышенных нагрузок,
- лёгкость транспортировки и хранения,
- минимальные затраты на уход.
Технические характеристики лодки «Язь 320»
Лодка «Язь 320» – это небольшое судно из дюралюминия, изготовленное по клёпанной технологии. Используется на протяжении многих десятилетий, что и принесло положительную репутацию. Алюминиевая лодка «Язь» завоевала позитивные отзывы благодаря простоте эксплуатации, минимальному уходу и лёгкости в хранении. Конструкция лодки предусматривает долговечное использование, многие владельцы и рыболовные базы используют лодку «Язь» на протяжении более 30 лет, о чём свидетельствует видео.
Лодка «Язь 320» – характеристики:
- наибольшая длина – 3,14 м,
- габаритная ширина – 1,42 м,
- величина борта в области миделя – 0,47 м,
- высота борта в области транца – 0,38 м,
- полезная грузоподъёмность – 250 кг,
- максимальная мощность навесного мотора – 8 л. с.,
- рекомендуемая мощность двигателя – 2 л. с.,
- вес корпуса – 46 кг,
- масса лодки в полной комплектации – 56 кг.
Судно «Язь 320» способно транспортировать груз весом до 250 кг. Масса конструкции лодки составляет до 55 кг, это делает возможным транспортировку без использования специальных прицепов. Рекомендуется устанавливать лодку килем вверх. Для фиксации разрешено использовать любые гибкие элементы. Во время транспортировки банки снимаются и отдельно складываются в багажник. Ограничений на скорость движения автомобиля с лодкой наверху практически не накладывается, следует основываться на дорожной обстановке. Во время испытаний была развита скорость в 110 км/ч.
Из-за увеличения грузоподъёмности возникал ряд сложностей с конструированием модели, соответственно процесс занял продолжительное время. В сравнении с «Ершом» была увеличена грузоподъёмность на 2/3, а вес снаряжённого судна стал больше всего на 17%.
Металлическая лодка «Язь» была изготовлена с использованием теоретического чертежа от «Ерша», но для обеспечения достаточных ходовых качеств и увеличения остойчивости пришлось несколько увеличить длину конструкции на 0,37 («Ёрш» имел 1,84 м, а «Язь» 2,21 м). Благодаря выбранному чертежу удалось выполнить разворачивание обшивки в плоскостные величины, это исключило необходимость дорогой и крупногабаритной штамповки.
Лодка «Язь 320» имеет оптимальные характеристики и цену за счёт сохранения зарекомендовавших себя обводов. Они сохраняют баланс гидродинамических качеств для хождения на вёслах и под мотором. Характеристики обводов лодки «Язь» привели также к увеличению остойчивости, это важнейший параметр для охотника и рыболова, принимающего стоячее положение.
В основе корпуса используется сплав алюминия и магния АМг, устойчивый к коррозии и солёной воде, соответственно, судно может эксплуатироваться и в море. Метод изготовления – клёпка. В основе корпуса используются листы толщиной в 1,5 мм. Для сборки корпуса применяется отдельная клёпка 4 листов для наружной обшивки. Для сборки днища – 2 штампованных листа, усиленные гофрами. Остальные 2 листа используются для бортов. Отдельно собирается также кормовая часть, в неё уже включен транец, и нос с жёсткой фиксацией обводов.
Для увеличения жёсткости и прочности конструкции используется 2 стрингера, имеющих Г-образную форму. Дополнительно присутствуют встроенные планшири с горизонтальным расположением кницей и килей. Стенки вертикальных элементов соединяются с днищем посредством клёпки, а горизонтальные используются для обеспечения жёсткой опоры банкам, их соединяют с бортами.
Вертикальные конструкции стрингеров имеют технологические вырезы, обеспечивающие:
- доступ к обшивке для быстрого и простого ремонта,
- облегчение всей конструкции,
- создание дополнительных шкафчиков внутри полостей стрингеров, помогающих хранить небольшое снаряжение.
В лодке «Язь 320» дополнительно присутствует 2 багажника: один на корме, второй в носовой части.
В конструкции используется 3 банки, которые могут сниматься. Изготавливаются они из сосны. Банки имеют передвижной тип и могут фиксироваться вдоль всей длины. Крепление выполняется к стрингерам посредством шпингалетов.
Лодка комплектуется 2 парами подуключин, они обеспечивают качественную фиксацию вёсел. Всего существует 2 жёстких положения подуключин. Благодаря их конструкции удаётся выбрать лучший дифферент для передвижения на вёслах в зависимости от степени загрузки судна.
Чтобы обеспечить непотопляемость конструкции, используется несколько плавательных блоков из пенопласта. Они располагаются под банками в носу и на корме. При возникновении пробоины и полном затоплении кокпита лодка удерживается на плаву с 3 членами экипажа, держащимися за борта.
Для усиления транца используются накладки из древесины, которые фиксируются с обеих сторон. Благодаря такой конструкции можно устанавливать подвесной 8-сильный мотор. Во время опытных испытаний с установкой такого двигателя была достигнута скорость в 10,6 км/ч. Для обеспечения экономичного передвижения конструкторы рекомендуют оснащать лодку 2-сильным двигателем. Хождение на вёслах из-за особых обводов выполняется легко.
Лодка допускается к спуску на воду при волнении до 1 балла и высоте волны до 0,25 м. Максимальная дальность хождения от берега – 1 км.
Какая цена
Новые лодки «Язь» не выпускаются, но «с рук» можно приобрести суда в хорошем состоянии по цене 20–25 тыс. рублей. При установке мотора стоимость вырастет приблизительно в 2 раза.
Отзывы владельцев
Моторные лодки «Язь» и ПВХ лодки «Язь» имеют многочисленные отзывы, их несложно найти в сети. Мы собрали некоторые из них:
Александр:
«У меня «Язь 320», успел перепробовать много двигателей на нём. Лучшие показатели дал мотор Ветерок 8, при максимальной работе мотора с загрузкой в 150 кг перехожу на глиссирование. Рекомендую усиливать транец и установить 12-сильный мотор. Без усиления будет сильная вибрация и может выломать стенку».
Антон:
«Стоит «Ветерок-12» и отлично себя чувствую, правда, не считаю глиссирование достоинством и необходимостью в модели «Язь 320». Для меня по душе водоизмещающий режим, соответственно, всё устраивает даже при неполной мощности мотора. Отдельно отмечу хорошую остойчивость».
Анатолий:
«На основании моего опыта эксплуатации «Язя 320» могу отметить, что даже мотора на 2 л. с. ему многовато, так как из-за круглого днища нос задирается и продолжает движение в таком положении. Мне нравится судно, но только под небольшой мотор или на вёслах».