Семидесятые годы прошлого века ознаменовались бумом в отечественном малом судопроизводстве. Каждая модель была лучше и интересней предыдущей. Одной из самых запоминающихся стала серия Неман, которая состояла из двух модификаций: 1 и 2.
Первая подходит для рыбалки, прогулок или буксировки в небольших водоемах с малой высотой волн. Имеет були по бокам, стандартную для глиссирующих катеров внутреннюю планировку, без излишеств. С мощностью двигателя до 20 л.с. развивает хорошую скорость.
Вторая версия выполнена в более спортивном дизайне за счет фальшборта и стильного лобового стекла. Двигатель до 30 л .с. на порядок увеличивает скоростные показатели, а усиленная килеватость дна улучшила ходовые характеристики.
Достоинства
- По сравнению с большинством глиссеров, данный мотобот имеет довольно компактные размеры и малый вес. Это позволяет транспортировать и ставить его на воду в одиночку или вдвоем, а также экономит личное время капитана
- Все обладатели плавсредства сходятся в одном — производители сделали его вечным. Толщина алюминия находится в диапазоне 1,5—2 мм, при этом деталям палубы, дна и бортов дополнительную жесткость создают штампованные гофры. Литой форштевень практически неубиваемый, выдерживает столкновения с топляками и наезды на сушу
- Алюминиево–магниевый сплав не корродирует и дает возможность свести к минимуму количество мест соединений
- Конструктивное решение у 1–го серийного экземпляра добавить по внешним боковым сторонам були привело к улучшению ходовых качеств судна
- Разработчики позаботились об отсутствии заливания водой транца и палубы: есть рецесс, а отбортовка по скуле отражает брызги, исходящие из–под форштевня, обратно
- Вторая модификация усовершенствована большей килеватостью, имеет лучшую остойчивость и управляемость, комингсы и более вместительный кокпит
- Моторка легко выходит в глисс при наличии ПМ средних скоростей
Недостатки
- Следствие небольших габаритов обитаемого пространства — внутри недостаточно систем для хранения вещей. Рыбакам или охотникам это неудобно, кладь размещается прямо под ногами
- Крайне низкая мореходность: волны, превышающие 25 см уже представляют опасность для пассажиров. Однако, следует понимать, что глиссер задумывался, как прогулочное речное судно и имеет соответствующее строение
- Второй Неман обладает усиленным транцем. Данный нюанс приводит к появлению трещин в области соединения кокпита с подмоторной нишей. Это частая проблема, решить ее можно при помощи накладки на поврежденные места
Видео лодки Неман:
История и цели создания
Катер Неман имел честь появиться на одном из самых авторитетных производств в кораблестроительной отрасли. Калининградский судостроительный завод Янтарь за все время своего существования выпустил немало отечественных бестселлеров: военные и гражданские корабли, исследовательские суда, моторные катера. Так как он в те годы уже был оснащен наилучшим оборудованием и имел огромную производственную мощность, продукция с его конвейеров считалась эксклюзивом и чрезвычайно качественным товаром. Такие катера, как Янтарь и серия, описываемая здесь на странице, были в дефиците и раскупались с прилавков в максимально быстрые сроки.
Разработка глиссера базировалась на таких требованиях:
- легкость
- компактность
- функциональность и технологичность при минимальном количестве оборудования
- экономичность расхода топлива и менее мощный двигатель
- гидродинамика на уровне мотоботов побольше и потяжелее
- назначение — недлительные походы и поездки, буксировка воднолыжников, служебные цели
Поставленные цели были выполнены и с 1970 по 1974 гг. велись производство и выпуск первых модификаций. Они не имели недостатков Янтаря, стоили недорого и были очень неприхотливы в уходе. Но в процессе использования владельцами были выявлены некоторые недостатки: недостаточно высокие борта, тесный кокпит и плохая сопротивляемость волнам.
Фото лодки Неман:
При создании модели Неман–2 инженеры для большей безопасности эксплуатации усовершенствовали конструкцию корпуса, а в качестве бонуса придали спортивный шик, установив панорамное лобовое стекло, плавно переходящее в фальшборт. Проект подготовила и реализовала в жизнь команда ЦНИИ им. А. Н. Крылова. На прилавках магазинов модель появилась в 1979 году и выпускалась до 90–х гг., пока завод не испытал экономический кризис и не был вынужден закрыть линию.
Таблица характеристик
‘1’ | ‘2’ | |
---|---|---|
Длина наибольшая, м | 3,6 | 3,8 |
Ширина наибольшая, м | 1,4 | 1,4 |
Высота борта на миделе, м | 0,55 | 0,75 |
Масса с оборудованием и снабжением, кг | 110 | 130 |
Грузоподъемность, кг | 300 | 350 |
Угол килеватости днища на транце | 2° | 8° |
Допустимая мощность, л. с. | 20 | 30 |
Пассажировместимость, чел. | 4 | 4 |
Материал | АМг5М | |
Технология соединения | сварка |
Внешний вид и особенности конструкции
1
Обзор характеристик лодки с названием Неман следует начать с того, что глиссер являет собой конструкцию из деформируемого алюминиево–магниевого сплава АМг5М, этот металл дал возможность вместо клепки применять сварку, в результате создавая цельносварной ударопрочный корпус. Детали его выштампованы на прессе, толщина обшивки палубы 1,5 мм, остальных частей — 2 мм.
Корпус собран из транца, 2 бортовых частей носа, форпика, планширей и рецесса. Днище выштамповано сразу с гофрами и кормовыми бортовыми элементами. Следствие такой компоновки и меньшего количества деталей — облегченная до 110 кг конструкция. Поперечный набор состоит из семи флоров, а вот продольный отсутствует, так как цельнолистовые детали в этом не нуждаются. Соединительные швы сварные.
Острые скуловые обводы, позволяющие в отличие от других моделей использовать менее мощный ПМ, перетекают в литой форштевень. Практически плоское к корме днище отличается небольшой килеватостью. Форпик запалубленный, не имеет бомболюка, на нем есть выдавленный на прессе элемент жесткости. Транец слегка наклонен, не самоотливной формы. Главная отличительная особенность — були с обеих сторон. Они работают при выполнении маневров и поворотов, зарываясь в воду и придавая устойчивость на курсе, а также повышая грузоподъемность мотосудна.
Кокпит вмещает в себя 4 пассажира на двух диванах: переднем и заднем. Под последним расположен рундук для топливных баков, под сиденьями есть небольшие отсеки для хранения. Ветрозащитное остекленение панорамного типа, рядом с ним есть места для установки ДУ мотором и рулевого управления. Пайолы на полу проложены из дерева, выполнены в виде решетки. Запас непотопляемости находится под запалубленной частью и в корме.
2
Технические характеристики моторной лодки Неман–2 в целом схожи с ее предшественницей.
Отличия направлены на улучшение ее качеств:
- Обводы приобрели более выраженный угол наклона, соответственно у днища килеватость на миделе составляет 16°, в области двигателя 8°. Данное решение повысило мореходность судна и разрешило отказаться от ставших ненужными булей
- Высота бортов увеличена из–за надстроек–фальшбортов, соединенных со стеклом. Теперь вместо потопчин, занимавших пространство интерьера мотобота, появилось полезное место, а боковая стенка достигла показателя 75 см. Кокпит приобрел габариты 1,8х1,25 м
- Длина моторки увеличилась на 20 см, ширина транца в области скулы 1,25 м
- Транец снизу усилен 5 см профилем и оснащен самоотливным рецессом
- Продольные реданы разработчики проекта устранили
- Корпус собран из отдельных секций, соединенных между собой сваркой
Схема
1
2
Оборудование и комплектация
В изначальный набор входили пайолы, весла, жилеты, комплектующие и следующий перечень оборудования:
- ветрозащитное стекло
- рым, расположенный в носу, и 2 швартовные утки
- запас плавучести
- 2 дивана
- багажный отсек под передним сиденьем
- 2 подуключины
- транцевая доска
- подкрепление под ДУ
- топливный отсек под задними сиденьями
Снабжение было стандартным:
- уключины
- черпак и штерт
- спасательный линь с поплавком
- съемные слани
- ремонтная аптечка
Обитаемость
Ничего лишнего — девиз инженеров, проектирующих обитаемое пространство плавсредства. На двух жестких банкетках размещается по 2 человека. Для ночлега они не раскладываются, но могут откидываться, чтоб разместить под ними личные вещи или инструменты.
Сзади в рундуке помещается топливный бак. Под палубой находится открытый багажный отсек. Решетчатые пайолы не скользят в намокшем состоянии. Лобовое стекло не имеет калитки, состоит из одной целой части, изогнутой по бокам. ДУ владелец приобретает самостоятельно, как рулевое управление и освещение.
Перевозка лодки
Исходя из описания, параметры мотошлюпки не позволяют ее транспортировку на крыше авто. Для нее понадобится прицеп, рассчитанный на некрупное, достаточно легкое изделие. Тент в комплекте не продавался, поэтому покупкой его занимается приобретатель. Сегодня есть множество фирм, шьющих данные накидки под заказ, по индивидуальным меркам.
Непотопляемость
Помимо стандартных блоков плавучести, расположенных в форпике мотосудна и в корме, производители зашили пеноплекс по бортам. Благодаря этому эксплуатация мотолодки достаточно безопасна: она не перевернется из–за установленных булей у первой модификации и приподнятых бортовых наделок у второй. Если вдруг появится течь — в затопленном состоянии глиссер продолжит оставаться на ровном киле, так как весь объем блоков плавучести равномерно распределен по всему периметру бортов.
Ходовые качества
Модификация 1 отличается худшей мореходностью, по сравнению с версией 2, по причине низкой килеватости в носу, а также в области миделя. На неспокойной воде появляется жесткость хода и заливание водой с боков. Однако, для озер, закрытых небольших водохранилищ, не полноводных рек мотосудно подходит превосходно, легко преодолевая мелководье и извилистые участки. Отдельно следует выделить свойство катера глиссировать при относительно небольших мощностях ПМ: от 8 до 20 л. с. В связи с этим экономичность расхода топлива у него лучше, чем у 4–х и 5–метровых глиссирующих лодок.
Таблица скоростей
‘1’ | Название ПМ | Количество | Загрузка | Скорость |
---|---|---|---|---|
‘Вихрь–20’ | 1 | 120 | 40 | |
‘Вихрь–20’ | 1 | 300 | 34 | |
‘2’ | Honda BF20 | 1 | 120 | 39—42 |
Honda BF20 | 1 | 100 | 45 | |
Johnson 30 | 1 | 120 | 47 | |
Suzuki DF30 A | 1 | 120 | 45 | |
1 | 200 | 45—49 | ||
1 | 290 | 41 | ||
1 | 380 | 41 | ||
Suzuki DT30 | 1 | 300 | 39 | |
Tohatsu (Nissan) 18 | 1 | 120 | 45 | |
Tohatsu 30 | 1 | 150 | 43 | |
Tohatsu 9 | 1 | 235 | 38 | |
Yamaha 30 2,08 | 1 | 120 | 48 | |
1 | 210 | 47 | ||
Yamaha 5 | 1 | 120 | 27 | |
Yamaha F20 | 1 | 120 | 43 | |
1 | 210 | 41 | ||
‘Нептун–23’ | 1 | 100 | 40 | |
1 | 355 | 34 |
Под мотором
Проектируемый под родные моторы Нептун, Вихрь, Ветерок и Москва катер версии 1 хорошо работает с иностранными малосильными двигателями. Вихрь–20 позволяет с полной загрузкой двигаться с 34 км/ч, а с единственным водителем — 40 км/ч. На Новгородских соревнованиях мотобот удивительным образом сумел с Ветерком–12 дойти до финиша с 30 км/ч и занять 4 место. А в 78 году в Лиепае одновременно 2 бота из этой серии заняли призовые первые места. Вторая серийная модель мощнее. Скорость под мотором Нептун–23 загруженного судна уже 37,9, наибольшая же — 43,2 км/ч. Глиссаж начинается с мощности мотора 14 л. с.
Под веслами
У первой модификации весла были алюминиевые, у второй — деревянные, с пластмассовыми лопастями. По отзывам владельцев, оба варианта были несовершенными: металлические гремели, а пластмасс оказался непрочным. При отталкивании от берега пластмассовые части сгибались, довольно скоро появлялись трещины, в них попадала вода. Длина весел 2,2 м. Можно заменить их полностью деревянными, удобными в эксплуатации.
На волне
Версия 2 показала большую устойчивость в поддержании курса и выполнении маневров, чем предыдущая. Также, она сносно переносит воздействие боковых волн. В инструкции запрещено отходить от береговой линии дальше 1 км и выходить на воду при волнении 25 см, а у модели 2 — 50 см.
Цены
Цена лодки “Неман” на Авито и других ресурсах дороговата. Купить моторку средний потребитель имеет возможность от 150 тысяч рублей до 700. Самые дешевые лоты представлены стоимостью 45, 70, 80 т. р. Продажа б/у версий современного производства происходит от 500 до 700 тысяч рублей. Выбор богатый и разнообразный, позволяет удовлетворить самого требовательного покупателя.
Отзывы
Отзывы обладателей данного мотобота большей частью положительные, в них отмечается превосходная долговечность изделия и отличная конструкция, продуманная и выверенная лучшими инженерами. Им нравятся эффективные скоростные характеристики, получаемые вследствие 20–сильного ПМ. Есть на форумах и замечания владельцев по поводу дисбаланса в прочности остова и транца, а также неспособности преодолевать даже среднее волнение.
Тюнинг
Спортивная форма плавсредства не нуждается в основательных доработках. Модернизации требует корма — на стыке транца и бортов необходимо усилить обшивку. Кокпит рекомендуется оборудовать в соответствии с современными требованиями. Новая обшивка, слани и ветровое стекло также являются наиболее частыми изменениями своими руками.
Заключение
Данная серия — одна из самых удачных проектов малого кораблестроения. Превосходное качество моторок и внимание производителей к каждой детали, процессу изготовления, а также отличной функциональности оборудования стали эталоном для подражания последующих поколений конструкторов.
Совокупность вышеперечисленных факторов привела к необычайной долговечности суден. До наших дней дошло множество экземпляров с целым корпусом. Поэтому ценители ведут настоящую охоту за уцелевшими от влияния времени катерами этой марки.