Обь серии ( 1,2,2М,М,3,4,5 )

Лодка Обь положила начало серии плавсредств, получившей невероятную популярность и просуществовавшей более 30 лет. Линия насчитывает более 6 модификаций и ее существование продиктовано внимательным отношением предприятия к рекомендациям и замечаниям пользователей на протяжении всего времени. Поэтому каждый следующий выпуск — результат кропотливых усовершенствований и доработок.

Более ранние глиссеры отличаются легкостью, универсальностью. Предназначены для активного отдыха, рыбалки, прогулок по озерам, водохранилищам и рекам, волнение на которых не превышает отметки 50—70 см. После 1986 года модели значительно потяжелели, а их очертания приобрели кардинально иные, тримаранные, формы. Упор производители сделали на безопасность изделий, мореходность и улучшение обитаемости.

Достоинства

  • Не случайно именно это название было самым узнаваемым на гонках различных масштабов. Изделия оказались универсальны для любых ПМ в пределах разрешенной мощности. В одиночку и в спарке двигатели потребляют незначительное количество топлива, а также позволяют достигать высоких скоростных показателей. Результат — неоднократно занятые призовые места и характерная награда За массовое использование
  • Ходовые качества дали сбой лишь у вариации М, и то при преодолении волн в неспокойную погоду. Остальные отличаются маневренностью, всхожестью на волну, выходят в глисс максимально быстро и легко. Конструкторы ответственно подошли к обеспечению устойчивости и активно совершенствовали ее в каждом новом выпуске
  • Из вышеуказанного достоинства следует самая любимая характеристика капитанов — скорость. На соревнованиях 1 с отечественными ПМ разгонялась более 40 км/ч. А 4 со 130–сильным агрегатом — до 50. Рекорды бьет последняя разновидность — 60–70 км/ч. Чем это хорошо для обычного потребителя? Возможность быстро добраться до пункта назначения, отличные прогулки с семьей и друзьями, скорая доставка груза и участие в различных гоночных мероприятиях
  • Грузоподъемность серии с самого начала составляла 400 кг, что выгодно выделяет ее среди суден подобных размерений. Наибольший показатель наблюдается у предпоследней конструкции — 1200 кг
  • Качественная прошивка — особенность изделий Новосибирского завода, которой его сотрудники заслуженно гордятся. В технологии сборки детали соединяются при помощи заклепок из легких металлов с герметичной прокладкой для большей надежности
  • Комфортабельность ранних катеров была на аскетичном уровне, но производители сразу же начали прислушиваться к пожеланиям пользователей и принялись за улучшения данного фактора. Были добавлены багажные места, сиденья, появилась возможность ночевки в походе, модернизирована приборная панель, со временем появилась рубка и т.д.

Недостатки

  • Ранние вариации были подвержены критике потребителей в отношении неудовлетворительных размеров системы хранения багажа. Единица была оснащена всего одним небольшим отсеком в форпике и миниатюрной выемкой на торпеде. К 1975 году производители исправили ситуацию, основательно поработав над обустройством кокпита
  • Точно такая же проблема существовала с комфортабельностью обитаемого пространства 1 и 2. Они оказались недостаточно универсальными и туристическими. Инженерами не было предусмотрено место для ночлега в салоне моторки, защита от солнца и дождя в виде навеса. Соответственно, поездки не предполагают длительные турпоходы и дальние выезды. К чести чкаловцев, устранять недоработки они начали уже со вторых партий
  • Мореходность первоначально не была сильным качеством серии. Она эволюционировала постепенно и достигла отличных показателей уже у 3 и далее. Единице и двойке был противопоказан выезд при высоте волн 50—70 см. М имела свойство нырять в волну, за что ее прозвали в народе нырком. Касаемо последней — она не любит носовую загрузку и резкий старт. При данных условиях дюралька просто уходит под воду передней частью
  • Спарка была одной из самых первых и постоянных просьб к разработчикам. Она была исполнена у 4, но умелые капитаны устанавливали ее и ранее с отличным результатом

История и цели создания

История широко известной в народе линии полна интересных фактов. Изготовлением катеров занимался завод имени Чкалова под названием Алмаз, входящий в объединение авиационной промышленности. Высококачественное оборудование и опыт работы с техникой из дюралюминия фирма уже имела. Дело оставалось за малым — найти подходящий проект.

Прототипом послужила любительская моторка ПК–5, построенная из пластика в 1964 г. Перед проектантами стояла задача ни в коем случае не испортить хорошие ходовые качества исходника, но еще и значительно их усовершенствовать.

Для того, чтобы изделие было прочным, превосходно справлялось с волнением и обладало значительным скоростным запасом, в качестве основного материала использовался металл из легких сплавов, вдобавок конструкторы поработали над обводами и гидродинамикой. Успешность замысла доказана временем. ПК–5 давно забыта, а вариант ЗиЧ — популярен до нашего времени.

1

Табличка ( шильдик ) лодки Обь 1

В 1967 году была разработана, протестирована и выпущена на прилавки первая партия глиссеров. Строение суден с бортовыми наделками уже было знакомо обывателю по Казанкам и Южанкам. Поэтому проблемы с рекламой не было. Только за первый год продаж объединение имело в планах обеспечить покупателей 5 тысячами моделей. К 1971 г. количество выпущенных экземпляров дошло до 10 тысяч.

Благодаря множеству наград, завоеванных экипажами именно на этой модели, обемания по всем уголкам страны зашкаливала. Производство 3000 изделий в год было недостаточным для удовлетворения всех желающих их приобрести.

К самым показательным испытаниям относится марафон 1970 года, длившийся 6 часов на Каратомарском водохранилище. Из 15 катеров к финишу пришли лишь 4. Это было обусловлено неблагоприятными погодными условиями в тот день. Первенство получила команда ЗиЧ, мототранспорт которой выдержал испытания и обеспечил безопасность своего экипажа.

В периодике освещался 3–километровый переход на этой вариации из Норильска во Владивосток. Сложная дистанция была преодолена успешно несмотря на ее явную нетуристичность.

К слову, право производить модификацию 1 имел Горьковский авиационный завод им. С. Орджоникидзе. Его продукция имела лишь несколько незначительных отличий в конструктивном плане. Мнения о том, кто из изготовителей лучше, разделяются приблизительно поровну. Последователи есть у обеих версий, каждая достойно представляет свой бренд.

2

О вариации 2 в истории малого судостроения осталась малая толика сведений. Известно, что в промежутке между 1971 и 1973 годами только один ГАЗИСО успел изготовить почти 7 тысяч плавсредств. Они были идентичными предшественнице практически во всем, кроме строения штевня и более тяжелыми. Сохранились упоминания разработчиков о намерении модернизировать вторую вариацию, сделав более удобным кокпит, увеличив отсек для размещения вещей и добавив тент.

В июне 1974 года на Всесоюзных гонках, происходящих в Новгороде, проектанты представили общественности новинку 2М. Если описанная выше моторка была более похожа на 1, то эта стала переходным вариантом к той, которая будет выпущена уже через год. Партия была прочнее, мореходней. При ее разработке создатели вновь руководствовались рекомендациями и замечаниями обеводов. Экспериментальный заезд на этих соревнованиях показал превосходный результат: занятые 1 и 6 места в классе Т–500 из 20 судов.

М

Табличка ( шильдик ) лодки Обь М

Упомянутая 2М стала анонсом новой модификации под названием М, сошедшей с конвейера в 1975 г. Этот экземпляр обладал двумя важными особенностями:

  • были применены инновационные на тот момент производственные технологии: отказ от гермобаков, булей, усовершенствован технологический процесс и обновлено промышленное оборудование
  • это единственная партия на протяжении всей серии, мореходность которой была гораздо ниже, чем у всех остальных

В 1977 году версия была усовершенствована по дизайнерской части и в плане комфортабельности. Но главная проблема — недостатки ходовых качеств, остались прежними.

3

Табличка ( шильдик ) лодки Обь 3

В семидесятые года невероятную популярность приобрели так называемые обводы кафедралы, известные как тримараны. В середине 80–хх гг. Новосибирский ЗиЧ не остался в стороне и спроектировал новый хит — 3.

Версия обладала множеством достоинств, развивала быстроту хода до 40 км/ч и была оборудована по последнему слову техники. Можно даже не отмечать, что и эта модификация массово использовалась на различного рода соревнованиях. Экземпляры в некоторых городах даже не доходили до магазинов, их раскупали прямо по дороге.

Предприятие Алмаз и сегодня занимается изготовлением данной продукции, но уже под наименованием 3–1. Она имеет слегка другие параметры и рассчитана под ПМ мощнее используемого ранее. Но концепция так же узнаваема и исторически обоснована.

4

Табличка ( шильдик ) лодки Обь 4

В 1998 г. пользователи имели возможность познакомиться с очередным шедевром новосибирской судопромышленности — 4. Суровый Сибирский богатырь был создан для северных акваторий, как универсальная конструкция с очень мощным двигателем и гидродинамикой для любой погоды и условий.

Он существовал в двух версиях: перевозчик пассажиров и грузовой. Разрабатывался дополнительный вариант под водомет со спаркой дизельных ПМ. В настоящее время производство актуально, несмотря на то, что объемы продаж не так высоки, как раньше, и продукция подобных размеров в основном создается под заказ.

5

В 2000 г. конструкторы Алмаза в составе группы проектантов: М. А. Багаутдинова, Б. Е. Коняева, С. Н. Панасенко и В. В. Бажана, осчастливили своих поклонников созданием модификации 5. На ней установлен стационарный двигатель от автомобиля. Пластик комбинирован с Д16.

Размеры чуть меньше четверки, но комплектация учитывает современные требования, традиционно разработана с учетом замечаний и пожеланий обладателей выпусков за все время существования модельного ряда. Под заказ изготавливается 5П — судно для патрулирования с отличными характеристиками, но измененными параметрами.

Таблица характеристик

‘1’ ‘3’ ‘4’ ‘5’ ‘5П’ ‘М’
Длина наибольшая, м 4,2 4,3 7,2 5,6 4,6 4,26
Ширина наибольшая, м 1,45 1,56 2,0 1,56 1,56 1,56
Высота борта на миделе/корме/габаритная, м 0,58/0,49/1,08 0,67/–/– 0,82/–/1,4 0,78/–/– 0,78/–/– 0,65/0,52/1,11
Высота транца, м 0,38 0,39 0,39
Угол килеватости днища на транце 4 4 4
Масса с оборудованием и снабжением, кг 140 185 600 500 440 170
Пассажировместимость, чел. 4 4 12 6 4 4
Грузоподъемность, кг 400 400 1200 400

Внешний вид и особенности конструкции

1

Фото лодки Обь:

Лодка Обь 1 Лодка Обь 1 Лодка Обь 1 Лодка Обь 1 Лодка Обь 1 Лодка Обь 1 Лодка Обь 1 Лодка Обь 1 Лодка Обь 1 Лодка Обь 1 Лодка Обь 1 Лодка Обь 1 Лодка Обь 1 Лодка Обь 1 Лодка Обь 1 Лодка Обь 1 Лодка Обь 1 Лодка Обь 1

Судно сконструировано из легкого дюралюминиевого сплава Д–16. Толщина металла стандартная для строений такого типа — от 1,5 до 2 мм. Сборка деталей выполнена при помощи заклепок. Для обеспечения герметичности швов была применена тиоколовая лента. В составе окрашивающего покрытия использованы хлорвинил содержащие вещества, которые, к сожалению, оказались неустойчивы к коррозии. По этой причине изготовители рекомендовали ополаскивать дно чистой водой после каждого выезда.

Острые очертания скул и глиссирующие обводы сочетаются со сравнительно небольшой килеватостью в 4 градуса. Основа силового набора — 5 шпангоутов. Форпик запалубленный, в нем находится герметичный отсек объемом 200 дм3, отделенный водонепроницаемой перегородкой от багажника скромных параметров. В поверхности палубы вырезан бомболюк для осмотров. Доступ к отделу для хранения клади осуществляется через люк в перегородке перед водителем.

Обитаемое пространство занимает площадь 2,1 м в длину и 1,15 м в ширину. Перед торпедой и около подмоторной части установлены по 2 обитых поролоновым материалом кресла, на которых размещаются 4 человека. В бортовых панелях нет полочек и ниш для мелочей. Ветрозащитное стекло изогнутой формы состоит из 2 плексигласовых половин толщиной 6 мм.

Транец обычной формы, предназначен для ПМ до 30 сил. В нем продуман шпигат. По бокам приделаны були. Их длина доходит до 2,5 м. Они полые внутри и водонепроницаемые. Выполняют функцию непотопляемости и увеличения остойчивости всей конструкции. Воздушный объем в обеих наделках — 65 дм3. Реданов на Обь–1 не было.

Частый вопрос, возникающий при покупке первой Оби — ЗиЧ или ГАЗИСО является ее производителем? Кроме надписи на шильдике, горьковские изделия были легче, вполне возможно их поднять за переднюю ручку. Разница заключалась в допустимой мощности ПМ: у ЗиЧ 25, а у ГАЗИСО 30 л. с. У новосибирских партий були больше, а форштевень не овальный, а слегка выпуклый. Наглядно разница видна на фото.

Обь 1 новосибирской партии Обь 1 горьковского завода

2

Технические характеристики и конструкция модели 2 аналогичны предыдущей версии во всем, кроме увеличенной массы и иного строения штевня.

А вот 2М уже более походила на 3 по габаритам лодки. Длина увеличилась до 4,29 м, ширина — до 1,58. Борт вырос до 0,68 м. Силовой набор укреплен 6 шпангоутами. Днище приобрело большую килеватость ближе к корме, а его толщина стала 2 мм. Новосибирцы применили для этой вариации металл Д16Т, обладающий лучшей прочностью и способностью к термообработке.

Багажных отсеков 2: под палубой и за переборкой подмоторного отсека. Открыть первый можно при помощи крышки в носовой переборке, попасть во второй — через дверцы на петлях по бокам от рецесса, ведущие в топливные отсеки. В них помещаются 3 стандартные емкости для горючего.

Так как салон приобрел большую степень комфортабельности и обитаемости, экипаж имеет возможность разложить сиденья и заночевать на судне. Кресла не стационарные, их можно монтировать в удобном месте. В боковые стены и под пайолами в форпике зашит пенопласт. Этот шаг позволил отказаться от воздушного запаса в носовой части и бортовых наделках. Вместо последних отформована своеобразная вторая скула.

М

Лодка Обь М Лодка Обь М Лодка Обь М Лодка Обь М Лодка Обь М Лодка Обь М Лодка Обь М Лодка Обь М Лодка Обь М Лодка Обь М Лодка Обь М

Что изменилось в этой вариации?

  • Устранены такие недоработки, как: малое количество мест для хранения инструментов и личных предметов, раскладная система мест для сна, недостаток функционального оборудования и т. д.
  • Размеры транформированы под новые требования касательно обитаемости и ходовых качеств. По–сравнению с единицей, М удлинилась, расширилась, борта стали выше. В связи с этим, двигатель приподнялся на 10 см
  • В массе “М” набрала 30 кг, но за счет доукомплектации. Сам корпус остался в том же весе благодаря дюралюминию, из чего сделана лодка Обь–М
  • Килеватость форштевня стала больше и доходит до середины дна, что значительно улучшило гидродинамику катера и способность справляться с неспокойной водой. Более скошенные в передней части линии глиссера и притупленный нос улучшают его дизайн и придают спортивную нотку
  • Лобовое стекло потеряло изогнутые формы и обрело грани по сторонам
  • Выступающая развитая скула аннулировала потребность в наличии булей. Запас непотопляемости представлен теперь пенопластовыми блоками
  • В топливных отсеках помещается 4 емкости по 10 л
  • Интересен технологический процесс в производстве деталей. Применение метода штамповки изделий на новых прессах привело к предельной точности раскроя. Причем в момент формовки вырезаются отверстия, насечки и другие мелкие особенности. Нововведение позволяет штамповать крупные части, добиваясь того, чтоб дюралька состояла из минимального и количества секций. В данном случае их всего 2: нижняя и верхняя с запалубленным сегментом

Подмоторный отсек сделан отдельно из дюралюминиевого сплава в 2 мм. На нем конструкторы предусмотрительно разместили высадки. Набор жесткости смешанного типа: стрингеры — 6, шпангоуты — 7 и перегородки, расположенные поперек, — 2 шт.

  • Доля клепки холодным методом составляет до 70% от общего объема соединительных швов, стыки сегментов дополнительно зафиксированы металлическим профилем

3

Лодка Обь 3 Лодка Обь 3 Лодка Обь 3 Лодка Обь 3 Лодка Обь 3 Лодка Обь 3 Лодка Обь 3 Лодка Обь 3 Лодка Обь 3 Лодка Обь 3 Лодка Обь 3 Лодка Обь 3 Лодка Обь 3 Лодка Обь 3

Главный элемент трансформации новой версии — его днище образовано двумя сводами. Скулы приобрели резкий отгиб в носовой области. Заводчане поставили реданы продольного типа для усиления днищевой части. Так как килеватость ее увеличена, шпангоуты в районе форпика имеют соответствующий угол подъема.

Подобные тримаранные очертания дают превосходные мореходные и ходовые способности, а также значительно повышают быстроту поездок. Сзади очертания переходят в форму крыло чайки.

Набор жесткости изготовлен из Д1, Д16, шпангоуты и стрингеры прикреплены к корпусу при помощи заклепок. Планшири и рецесс обшиты снимающимися панелями из Al. Обитаемое пространство вмещает в себя 4 пассажира: 2 впереди и 2 сзади. Сиденья мягкие, имеют съемные спинки. Пайол сделан из дерева.

Запалубленный отсек оборудован люком, под которым расположен вместительный багажник. Функцию непотопляемости выполняет пенопласт, вшитый по бокам и на дне. За задними креслами установлена глухая переборка, отделяющая подмоторный отсек от кокпита. Перед транцем встроено пространство для топлива, доступ к которому происходит через 2 дверцы по бокам от рецесса. Инженеры разместили штатный шпигат.

4

Лодка Обь 4 Лодка Обь 4 Лодка Обь 4 Лодка Обь 4 Лодка Обь 4 Лодка Обь 4 Лодка Обь 4 Лодка Обь 4

Конструкция резко выделяется из общего строя выдающимися габаритами. Это неудивительно, если вспомнить, что разновидность создавалась для сурового новосибирского климата и северных акваторий.

Главное достоинство Сибирского богатыря — возможность установки ПМ или стационарного двигателя с большим разбросом мощности: от 90 до 130 л. с. Причем допускается как спарка, так и одиночное применение агрегата любого вида. Это вполне логичный шаг, если учесть сколько весит лодка и какие она имеет параметры.
Семиметровый остов расширился до 2 м и приобрел массу 600 кг.

В соответствии с вышеперечисленными изменениями чкаловцы поработали над новой формой очертаний, получившей название комби–универсал. Острый излом скул глиссера сочетается в килеватостью дна, доходящей до 12 градусов в районе миделя. Днище по направлению к корме переходит в обводы, как у катамаранов — разделено 2 спонсонами с углом наклона от 5 до 7 градусов. В промежутке между ними клиренс по горизонтали и вертикали имеет соотношение 0,82х0,125 м. Эти элементы выполняют вспомогательную функцию ребер жесткости.

Судно изготовлено из Д1Т. Как и в предыдущих вариантах, металл усилен на днище — 2 мм, в остальных секциях — 1,5 мм. Сборка осуществлена с применением заклепок и герметизацией соединений. Изнутри корпус оборудован выгородками по всему периметру кокпита, начиненными пенополиуретановым веществом, не только укрепляющим борта, но и удерживающим плавсредство на воде при затоплении.

Следует отметить великолепную грузоподъемность бота — 1200 кг, а также пассажировместимость, позволяющую взять на борт 12 человек.

Грузо–пассажирский вариант сконструирован таким образом:

  • закрытый нос скрывает под собой багажное отделение с вместительностью в 0,5 м3 и ведущий в него бомболюк
  • он обрамлен поручнями с обеих сторон для удобства восхождения на мотобот обитателей и погрузки поклажи
  • форпик отделен от обитаемого пространства глухой переборкой, за ней начинается открытое место с рундуками по бокам, выполняющими роль диванов
  • около одного из них встроен топливный бак, вмещающий в себя 200 л горючего
  • вторая половина салона закрыта рубкой, над которой возвышается лобовое стекло, соединенное с моторным отсеком прочным тентом
  • рецесс дополнен выносным кронштейном при условии установленного ПМ, модель оснащена самоотливным рецессом
  • вся проводка проходит по бокам от подмоторной ниши и уровень безопасности при таком ее расположении повышен
  • над нишей надстроен пункт управления для капитана
  • в салоне предусмотрен обогрев, спальные места и откидной столик
  • пол застелен сланями из реек

Пассажирская разновидность полностью покрыта теплой каютой. Ветрозащитное стекло закреплено и на палубе, и перед системой ДУ. Все остальное построено по той же схеме.

Кроме представленных выше, существовала и третья разновидность, обладающая теми же параметрами, но оснащенная парой дизельных моторов с водометной установкой. Архитектура дна в связи с этим претерпела преобразования: на транце стоят 2 автомобильных движка и 2 водомета, обводы типа кафедралов трансформировались в традиционные глиссирующие, с острыми очертаниями и 15–градусной килеватостью. Рубка слегка уменьшилась, но 6 обитателей комфортно могут в ней расположиться. Каюта сдвинута ближе к носу.

5

Лодка Обь 5 Лодка Обь 5 Лодка Обь 5 Лодка Обь 5 Лодка Обь 5 Лодка Обь 5 Лодка Обь 5 Лодка Обь 5 Лодка Обь 5 Лодка Обь 5 Лодка Обь 5

Данная линия производится под заказ и делится на 2 разновидности: 5 и 5П. Последняя спроектирована для патрулирования. Ее основное отличие заключается в укороченной на 1 метр длине корпуса, уменьшенной осадке и более быстром движении.

Модификация 5 не такая впечатляющая, как Сибирские богатыри, но в такой же степени грамотно сконструирована и отвечает поставленным задачам. Концепция модельного ряда определена использованием специально разработанного двигателя для дизельного топлива, созданного на основе автомобильных агрегатов. Очертания остова повторяют 3, так как создатели пришли к выводу, что данные формы являются наиболее эффективными и дают отличную гидродинамику.

В носу обустроен гермобак, из которого на палубу выходит форлюк. В задней части находится отсек для дизельного мотора, а также всего необходимого для его работы и обслуживания: свечи, аккумулятор, охладитель тосола, привод к водомету. Топливная емкость спрятана под сиденьем.

Лобовое стекло сформовано из триплекса и взято от Москвича–412, оснащено не только зеркалом заднего вида, но и дворниками для того, чтобы избавляться от брызг и загрязнений. В салоне установлены 4 кресла складной конструкции, позволяющие обустроиться на них 6 обитателям. В комплект входит тент. Панель управления оборудована штурвалом, ДУ, приборами, отображающими данные о состоянии всех систем.
Ветрозащитное стекло патрульных экземпляров укомплектовано прожектором. К нему плотно прилегают поручни для удобной швартовки суден, нарушающих порядок. Инженеры предусматривают комфортабельное пребывание на борту 2 служащих, но максимум, оговоренный паспортом завода–изготовителя — 4 человека.

Схема

1

Лодка Обь схематический рисунок

3


Схематический рисунок лодки обь 3 Схематический рисунок лодки обь 3

М


Схематический рисунок лодки Обь М Схематический рисунок лодки Обь М

4

5

Схематический рисунок лодки Обь 5 Схематический рисунок лодки Обь 5 Схематический рисунок лодки Обь 5

Оборудование и обитаемость

Комплектация первых выпусков была скромная, так как предназначена преимущественно для рыбалки:

  • демонтируемая ветрозащитная система
  • 2 парных сиденья
  • ДУ ПМ
  • 2 весла из металла
  • слани из древесины
  • рем. набор
  • спасательный линь (12 м)
  • черпак
  • противопожарная кошма

Обитаемость 1 имеет нарекания от потребителей касательно отсутствия некоторых удобств. Кокпит площадью 2,1 на 1,15 м недостаточно велик для дальних путешествий. В пространстве с таким метражом конструкторы не продумали возможность разложить сиденья для сна или хотя бы их убрать. Обитые мягким материалом кресла расставлены по 2 у торпеды и у кормы.

Место для хранения багажа находится под палубой. Этого мало даже для непритязательных рыбаков, так как половину данного пространства забирает воздухонепроницаемый отсек. Защита от брызг обеспечена стеклянной плексигласовой панелью толщиной 6 мм, разделенной металлическим профилем. Пол покрыт деревянным покрытием, предотвращающим капитана и гостей от падений.

2

При выпуске 2М Алмаз добавил в набор тент. В корме появился второй багажник. По обеим сторонам от подмоторной ниши врезаны дверцы, открывающие место для трех бензобаков. Нестационарные сиденья перестраиваются для ночлега, а у спинок регулируется угол наклона.

М

М поставляется пользователям в таком составе:

  • металлический корпус
  • деревянные настилы
  • резиновые коврики
  • 4 кресла
  • 4 мягкие подушки
  • лобовое стекло + детали для монтажа
  • 2 весла с уключинами
  • ДУ
  • черпак
  • линь спасательный 10 м
  • покрывало пожарное
  • навес
  • рем. аптечка
  • 6 блоков плавучести
  • инструкция

Обитаемый участок М–ки расширился, а значит 4 пассажирам в поездках будет удобней и просторней. Металлические основы стульев обшиты сверху фанерой и покрыты мягкими подушками. Каждый предмет мебели привинчен к пайолу.

Под форпиком все место предназначено для инструментов и клади. Отсек стал вместительным, а герметичный бомболюк, врезанный в палубу, открывается дистанционно. Второе отделение для багажа размещено в промежутке посреди транца и шпангоута 6. В нем помещаются 4 топливных емкости по 10 л и стандартный бак. Слева и справа от транца встроены дверцы, ведущие к ним.

Лобовое стекло стало тоньше — 4 мм, но у него появилась жесткая рамка. В ней есть капроновые гнезда для установки тентовых дуг. Навес имеет свойство откидываться. В районе торпеды встроено ДУ мотором, слева монтированы ручки газ/реверс. На панели поставлено рулевое управление. К чести чкаловцев появились 4 швартовные ручки и еще пара транцевых.

3

3 комплектуется так же, как М, только с дополнительными предметами:

  • деревянные и металлические слани
  • буксирно–швартовный канат
  • блоки плавучести
  • сигнальные огни с деталями крепления
  • штурвал

Пассажироместа сконструированы по прежнему принципу, как и ДУ. Эволюция лобовой установки проявилась в возникновении лееров на боковых сторонах. Основой легкосъемной накидки служит тонкий металлический каркас. Носовой и кормовой багажники расположены традиционно. Пол застелен 380–миллиметровым пайолом.

4

Сибирский богатырь, выполняющий роль дома на плаву, оснащался по–максимуму. Основной набор составляли: выносной кронштейн, съемная панель управления, система обогрева, надстройка–салон, рундуки с мягкими накидками, топливный бак, 2 тента, столешница, раскладные койки, водительское сиденье, лобовое стекло, аккумулятор и генератор 12 v, слани из реек, весла. В случае доплаты покупатель получал переносной санузел, отопление и мини–кухню.

Каютный глиссер с грузовым отсеком имеет в форпике отделение для вещей и груза. Полный нос вместительный, на нем — водонепроницаемый бомболюк. От кокпита он отделен глухой переборкой. Открытое обитаемое место оборудовано двумя диванами–рундуками с мягкими накидками. Около одной стороны стоит большой топливный бак, особенность которого — нижняя плоскость отформована аналогично очертаниям дна катера. Для защиты от погодных явлений в комплекте есть тент.

За грузовой половиной надстроена четырехместная рубка с габаритами 5,6 кв. м. Интерьер обставлен 2 спальными диванами и раскладным столом. В закрытый кормовой пункт управления ведет сквозная дверь, за ней находится штурманское место с капитанским креслом. По сторонам от него установлены стекла, а сверху натянут тент. Здесь же организовано электропитание, туалет и система обогрева за защитной панелью. Дно застелено сланями.

Видео лодки Обь:

Полностью закрытый вариант оборудован ветрозащитным стеклом из триплекса от машины Волги с дворниками. Вся проводка спрятана под бортовой обшивкой. Салон разделен на 2 комнатки: кубрик и каюта для членов экипажа. Первое помещение обставлено продольными диванами–рундуками, парой коек и заканчивается выходом на палубу. Внутри достаточно места для перевозки груза. Второе обшито деревом и розовым кожзамом. Есть зеркало, 2 раскладных дивана и откидывающаяся столешница. Носовая секция имеет поручни. Вход на борт и погрузка клади происходит через нос.

5

Так как 5 производится преимущественно под заказ, комплектация подбирается индивидуально, исходя из желания клиента. Все необходимое для безопасности и комфортной поездки присутствует в обязательном порядке, остальные моменты решаются при изготовлении.

Перевозка лодки

Транспортировка каждой версии осуществляется по–разному, потому как вес и конструктивные особенности у них разные. Например, 1 не имела ручек для того, чтобы можно было закрепить ее на трейлере. У остальных с этим дело было получше, разработчики сразу же прислушались к просьбам владельцев суден и исправили ситуацию.

Выбрать ли самодельный прицеп либо готовое приспособление — покупатель решает сам. Сегодня на специализированных сайтах и в магазинах легко приобрести прицеп Водник для катеров или любой другой, соответствующий техническим характеристикам и габаритам.
Если есть желание сконструировать трейлер своими руками — в интернет–пространстве множество информации, благодаря которой даже начинающий мастер может выполнить данную задачу.

Ходовые качества и непотопляемость

Чем хороша вся линия? Превосходные ходовые характеристики и отличная скорость моторок.

1 спроектирована для поездок по маловодным рекам, озерам с целью прогулок, рыбалки и охоты. Существует ограничение, предписывающее не отходить от береговой линии дальше 2000 м, а также выходить на воду при волнении 50–75 см.

Прочный корпус хорошо выдерживает удары о водную гладь. Также не наблюдается проблем с забрызгиванием людей. Мотобот шустрый, легкий, устойчивый. Владельцам нравится мгновенная реакция на маневре.

Важный элемент, обеспечивающий остойчивость и непотопляемость — були. Их длина доходит до 2,5 м, внутри они полые, водонепроницаемые, имеют шпигаты для того, чтобы избавляться от накопившейся жидкости в случае протечек. То, что наделки компенсируют некую зауженность моторки к корме, исключает возможность оверкиля и повышает способность преодолевать волнение. 140–килограммовый остов без проблем ведет себя под веслами. Дальнейшие катера были тяжелее и не могли уже похвастаться настолько приятным весельным ходом.

Перемены стали заметны с момента появления модификации 2М. Гермобаки сменили пенопластовые блоки, уложенные под палубой и в бортовые плоскости. Такой принцип обеспечения непотопляемости сохранился вплоть до последних выпусков серийного ряда. Наделки трансформировались в развитую скулу, так как надобность в расширении кормы отпала.

Глиссер рассчитан на два уровня нагрузки.

1.При показателе 450 кг вторая скула почти полностью опускается в воду, ширина днища увеличивается, а удельная нагрузка, наоборот, понижается. Выход в режим, близкий к глиссированию, при этом легкий и быстрый.

2.С меньшей нагрузкой верхняя скула с водой не соприкасается, судно идет в глиссе на нижнем выступе, так достигается остойчивость при раскачивании и на поворотах. По отзывам очевидцев, плавсредство разворачивается на полной скорости буквально на пятке.

М характеризовалась небольшой степенью мореходности, отличающейся от заявленных характеристик в паспорте. Акватория плавания разработчиками определена не более 3000 м от берега при волнении до 75 см. Это пресноводные реки, озера и водохранилища.

У катера есть особенность подныривать под волну. Чтоб избежать аварий, мотобот стараются загружать в корме для приподнятости носа.

Тримаран 3 глиссирует еще лучше за счет образования воздушных подушек между спонсонами. Реданы помогают уменьшить смачиваемую площадь дна, а обводы придают прекрасную всхожесть на волну. Плавсредство идет мягко, дельфин отсутствует, как явление. Оно имеет остойчивость в динамике и статике. Дальность поездок — те же 3000 м при 2 баллах.

Четверка предназначена для универсального использования на расстоянии до 400 км от береговой линии при волнах 1,2 м. Плавсредство мощное, быстрое, способное к глиссированию благодаря интересному решению в строении обводов.

Плавучесть придают листы пенополиуретана, зашитые в выгородках по бокам и днище. При затопленном кокпите 12 членов экипажа сидят на крыше рубки, а судно остается на плаву. Если к ним присоединятся еще 2 человека, корпус все равно не переворачивается. С нагрузкой 1,2 т осадка дает всего 18 см. Гребля на веслах возможна, но процесс дается нелегко. Устойчивость на курсе стабильная, маневренность находится на должном уровне.

Пятерка рассчитана на поездки от 550 до 650 км от суши. Выходит в глисс всего за несколько секунд. Отлично идет по мелководью за счет установленного водомета. Но при этом плавсредство способно осваивать полноводные реки с волнением до 70 см. Обводы тримарана препятствуют волнообразованию на большой скорости. Остойчивость хорошая, а высокая килеватость позволяет мягко идти по волне.

Таблица скоростей

Серия мотолодки Наименование ПМ Количество моторов Загрузка, кг Скорость, км/ч
‘1’ Honda BF20 1 120 40—42
Mercury 15M 1 160 40
Mercury F30 1 120 45—57
Suzuki DF 25 1 120 49
Suzuki DF 30 A 1 120 56
Suzuki DT 15C 1 140 39
Tohatsu (Nissan) 18 1 130 42
Tohatsu 30 4str 1 200 54
Yamaha 20 1 325 42
Yamaha 30 1,85 1 200 43
Yamaha 30 2,08 1 120 51
Yamaha 8 1 110 29
Yamaha F20 1 120 44
Вихрь—20 1 100 40
Нептун—23 1 120 40
‘2М’ Вихрь–М 1 300 40
‘3’ Honda BF20 1 120 43
Suzuki DF25 1 220 39
Suzuki DT 30 1 120 45—50
Tohatsu 30 1 265 44
Yamaha 25 2,08 1 120 42—45
Yamaha 30 2,08 1 110 41
Вихрь—30 1 304 40
‘М’ Honda BF20 1 120 40
Honda BF30 1 300 50
Mercury 25 1 130 37
Mercury 30 1 160 48
Suzuki DF30 A 1 120 44—47
Suzuki DT 15C 1 90 37
Tohatsu (Nissan) 18 1 90 41
Tohatsu 25 1 250 33
Tohatsu 30 4str 1 100 51
Yamaha 30 2,08 1 90 49
Вихрь—25 1 100 35
‘4’ Нептун–23 2 225 28
2 1200 13,5
‘5’ ( 55 л. с.) 1 60–70

Под мотором

Вплоть до выпуска 4 установка мотора по заводским инструкциям не предусматривала превышение лимита 30 л. с. Модели конструировались под отечественные агрегаты, но опыт владельцев моторок показывает, что импортные ПМ дают большую скорость.

Первая, вторая, третья вариации, а также М разработаны под ПМ со стандартной длиной ноги. Поэтому вопрос на сколько поднимать движок на М или у остальных моделей не актуален. Дистанционное управление движком работает на всех партиях ботов. Следует отметить низкий расход горючего у продукции Алмаза.

Четверка приспособлена для различных типов моторов: подвесной, стационарный автомобильный или катерный, с водометом и т. д. ПМ крепится на выносной кронштейн. Запас мощности впечатляюще широк — от 90 до 130 л. с.

Пятерка предназначена для катерного движка, работающего на дизельном топливе, специально разработанного для этой версии на АО Барнаул–Трансмаш. Основными требованиями к мотору были: морозоустойчивость, скорость от 60 км/ч и дальность поездок до 500 км. Разработчики добились экономичности установки в следующем составе: диз. движок в 55 л. с., свечи ВАЗ–3415, охладитель тосола, аккумулятор 6СТ55–12В и водомет КТ012–06–60–10.

Интересно знать

  • Если сравнить Обь–1 и Южанку(Крым), можно заметить сходство в строении — присутствие булей.

Но еще большая идентичность проявляется в размерах модификации М и Крыма:

Длина Ширина Высота на миделе Вес Параметры кокпита
‘М’ 4,26 1,56 0,65 170 2,1х1,15
‘Крым’ 4,20 1,55 0,65 170 2,05х1,3
  • Прозвище данной лодки в народе — Шилка, а у М–ки — Нырок
  • Ответ на вопрос Где выпускают Обь? раскрывает интересную тему о производстве суден на двух разных заводах: ГАЗИСО и ЗиЧ. Их особенности и отличия подробно описаны выше

Цены

Плюс того, чтобы купить б/у лодку Обь на Авито или подобных площадках продаж заключается в том, что они изготовлены в советский период. Дюральки, сделанные в то время, отличаются качеством и долговечностью. Приобретая судно посредством объявлений обязательно нужно просматривать произведенный тюнинг, фото, документы и др. По желанию, продавец может предоставить видео глиссера на ходу.

Стоимость 1 варьируется от 22 до 300 тысяч рублей. Двойка в среднем продается за 55–60 т. р. Тройка имеет большой разброс цены: от 25 до 450 т. р. Четверка оценивается в 370–450 тысяч. Цена пятерки начинается от 175 и доходит до 360 т. р.Купить новую Обь сегодня можно в 2 разновидностях: 3–1 и 5.

Тюнинг и ремонт

Тюнинг плавсредств, выражаясь цитатой на форуме: Безграничен и многогранен. Дюральку “обеводы” модернизируют часто, а результаты выкладывают на видео и фотографиях.

Самые распространенные способы доработки:

  • Усиливание транца и переделка его под спаренный ПМ. Здесь же, попутно, ставится более современное дистанционное управление и рулевое управление, проводится проводка с соответствующими характеристиками
  • Владельцы имеют жалобы на то, что приходится делать ремонт киля после сравнительно недолгого использования. Он стирается и ржавеет
  • Помимо базового ремонта часто применяется тюнинговая окраска, придающая мотоботу современный смелый дизайн
  • Переделка лобового стекла бывает вынужденной мерой, так как хрупкий материал порой не доживает до встречи судна с новым хозяином. Если такое произошло, не стоит расстраиваться. Чертеж рамки ветрового стекла можно поискать на форумах либо спросить в ремонтных мастерских. Тут же есть шанс выполнить раскрой тента в случае негодности старого или купить запчасти
  • Бывает, что есть необходимость нарастить борта у первых выпусков
  • Некоторые капитаны застилают полы сплошными пайолами, а под ними прокладывают пенопласт для большей непотопляемости
  • При приобретении старых и дешевых экземпляров нередко возникает проблема — как убрать сильные вмятины. Дюралюминий не терпит сварки, операции по реконструкции выполняются исключительно методом заклепывания. О том, как это делать по правильной технологии написано множество информации на форумах

Ну и в обязательную программу таких моделей входит тюнинг салона, оборудование всевозможной начинкой и электроникой, эксперименты с туннелем на днище и т. д.

Отзывы

Отзывы владельцев шилки почти на 100% положительные. Опытные капитаны знают, что мелочи и недостающее оснащение всегда есть возможность докупить, а сделанный на совесть корпус стоит немало. На форумах в один голос восхищаются поведением глиссера на воде, но отмечают, что М в этом плане хуже остальных.

Весь модельный ряд ценится, очень хорошо покупается и состоит из разных задумок, объединенных концепцией высокой функциональности, быстрой езды и технологичности в ногу со временем.


Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
poseidonboat.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: