Катер тримаран «С-54» это пластмассовая лодка служебно-разъездного типа. Производилась, начиная со второй половины 70-х годов и заканчивая в первой половине 90-х годов. Преимущественно использовалась в качестве обслуживающей лодки на соревнованиях по водным видам спорта. На лодке плавали спасатели, тренеры и судьи. Отличительной чертой катера являются тримаранные обводы со спонсонами по длине корпуса, что обеспечило отличную остойчивость в движении и на стоянке, а также появилось больше места в кокпите.
Общее описание катера “С-54”
Днище имеет средние показатели килеватости переменного типа: на транце 12° и на миделе 20°. Для повышения жёсткости каютного катера тримаран «С-54» используется ряд (6 шт.) продольных реданов.
Корпус является двухсекционной конструкцией, изготовленной из стеклопластика:
- наружная часть корпуса с днищем в толщину 6-8 мм,
- внутреннее покрытие палубы.
Крепление обеих секций выполняется по аналогии с остальными моделями серии, примером является тот же катер «С-55» на фланце вдоль привального бруса. В качестве крепёжных элементов используются болты. Для укрепления обшивки используются шпангоуты и 4 стрингера: 2 по бортам и 2 на днище, в виде стеклопластиковых элементов. Установка мотора ведётся на основу, изготовленную из деревянных брусьев с дополнительной стеклопластиковой оклейкой.
Катер оборудуется рубкой закрытого типа. Внутри установлены диваны с поролоном и мягкой обтяжкой. В корме установлен поперечный диван для размещения 2-3 пассажиров. По левому борту есть возможность оборудовать пульт управления. На лодке присутствует 2 топливных бака, оба ёмкость по 120 л, они спрятаны под палубой вдоль бортов кокпита. Благодаря большому объёму бензобаков есть возможность плавания на расстояния до 140 км без дозаправки.
В обновлённой версии лодки, после 1977 года, двигатель заменили на конвертированную автомобильную модель – «М8ЧСПУ-100-1», имеющую угловой реверс-редуктор. Теперь устанавливается 3-лопастный гребной винт в диаметре 360 мм с шагом 480 мм. Это решение позволило увеличить скорость и сделало ремонт двигателя несколько проще.
Вдоль всей палубы установлена шпация 51 см, расстояние между батоксами составляет 35 см, а дистанция от ватерлинии – 10 см.
В комплекте с катером идут:
- чехол,
- водоотливной насос,
- ремкомплект ЗИП,
- ходовые и опознавательные огни, соответствующие правилам плавания по небольшим водам.
Преимущества катера:
- хорошая остойчивость,
- высокая скорость передвижения,
- прочность и надёжность конструкции,
- неприхотливость лодки к мотору,
- минимальный объём работ по ремонту между сезонами.
Недостатков у судна несколько больше:
- небольшой кокпит, помещающий до 5 человек,
- дельфинирование,
- высокое потребление топлива,
- низкая устойчивость катера во время движения,
- большой радиус разворота на полном ходу,
- сильная потеря скорости при движении в волнение, особенно при волнах от 3 баллов,
- перегрузка на корпус в волнение,
- низкая каюта (1,1 м), не позволяющая комфортно размещаться внутри высокорослым пассажирам.
Катера производились исключительно под заказы зарегистрированных организаций, в частные руки начали попадать во время списания лодок с государственного учёта.
Технические характеристики катера “C-54”
Катер «С-54» обладает таким рядом характеристик:
- длина: 5,32 м,
- ширина: 2,3 м,
- водоизмещение без загрузки: 1,4 т,
- максимальное водоизмещение: 2,02 т,
- высотность борта в области миделя: 0,96 м,
- максимальная осадка: 0,47 м,
- высота борта под водой: 0,51 м,
- пассажировместимость: 5 человек,
- стандартный мотор: М8ЧСПУ-100-1 90 л. с.,
- максимальная скорость с и без загрузки: 40 и 50 км/ч.
Какая цена
Сейчас купить лодку «С-54» можно лишь с рук, так как катер снят с продажи уже давно. Стоимость напрямую зависит от состояния судна и комплектации. Сегодня экономически не выгодно плавать со стандартным мотором, приходится переоборудовать лодку. Цена за корпус без мотора приблизительно 80-120 тыс. рублей. В готовом виде цена может доходить до $7-8 тысяч.
Отзывы владельцев
Отзывы на катер «С-54»:
Кирилл: «Катер хороший, корпус качественный, но нуждается в переделках. На ум приходит масса идей переработки, но всё дорого и целесообразно ставить только на хороший катер. Рекомендую тщательно осматривать и даже ковырять дно, иначе можно купить катер, доживающий свои годы».
Семён: «Встроенный двигатель занимает слишком много места, лучше использовать подвесной мотор, но придётся заморочиться с транцем. У меня ушло больше месяца на доведение транца до нормального состояния, но сейчас идёт на глисс с грузом в 400-450 кг».
Артём: «Когда опробовал судно в заводской комплектации, впечатления негативные: в спокойной воде – дельфинирование, а в волнение – сильно колотится. Из хороших качеств: движение в волнение и хорошая остойчивость».