Прогресс 4

В статье рассматриваются особенности конструкции лодки Прогресс 4 и даются рекомендации по их ремонту и обслуживанию. Представлены варианты тюннинга лодки, а именно: надстройка рубки, установка паруса, подводных крыльев и т.п.

Общие сведения

Лодка «Прогресс-4» имеет клепаный корпус из дюралюминиевых сплавов. Обводы корпуса глиссирующие, остроскулые. Багажный отсек расположен в носовой запалубленной части и оборудован люком на верхней палубе. Данный люк может быть использован как стоячее/сидячее место для рыбной ловли. В кормовой части лодки «Прогресс 4» находится моторный отсек. В моторном отсеке расположены два стандартных бака для горючего, инструмент и запасные части. Емкость каждого из топливных баков составляет 20 литров. Моторный отсек закрыт самоотливным рецессом. В транце установлен клапан для слива воды с дистанционным управлением из кокпита.

Выпускается также вариант мотолодки ‘Прогресс-4Л’ с жесткой рубкой из легкого сплава, которая при желании может быть смонтирована самостоятельно (для лодок моделей прежних выпусков — «Прогресс» и «Прогресс-2» рубка не подходит по размерам кокпита). Размеры рубки в плане — 1,8×1,3 м, масса — около 30 кг. В ее крыше предусмотрен открывающийся люк для водителя.

Непотопляемость моторной лодки «Прогресс-4» обеспечивается блоками пенопласта, которые размещены по бортам в корме и под палубой в носу. Полностью залитая водой лодка «Прогресс 4» находится в ровном положении. Запаса плавучести достаточно для поддержания около нее 5-6 человек. На транце может быть навешен как один мотор, так и два, однако во втором случае требуется смонтировать дополнительно второй комплект дистанционного управления газом и реверсом и штангу, соединяющую оба мотора для осуществления их синхронного поворота.

Лодка достаточно мореходна — на ней можно выходить в прибрежные зоны морей и водохранилищ при высоте волны до 0,75 м с удалением от берега до 3 км. Правда, при плавании на волнении «Прогресс-4» забрызгивается, перегрузки на днище заставляют снижать скорость. Благодаря большой грузоподъемности и внутренним объемам «Прогресс-4» пригоден для дальних туристских путешествий с экипажем из 2-3 человек или для непродолжительных семейных плаваний с экипажем в 3-4 человека. Благодаря большой ширине корпуса и полноте носовых обводов ‘Прогрессы’ не опрокидывались на волнении, несмотря на то, что имели ‘закрученные’ обводы.

Основные проблемы, с которыми приходится сталкиваться владельцу лодки — повышение ее экономичности и скорости за счет применения «грузовых» гребных винтов, установки двух моторов или подводных крыльев. Первые серийные образцы «Прогрессов-4» имели транец для установки двух моторов мощностью до 30 л.с., вследствие чего, транец быстро изнашивался. Более поздние модели стали комплектоваться транцем для подвеса моторов суммарной мощностью до 50 л.с.

Скорость лодки «Прогресс-4» с полной нагрузкой (5 человек) с мотором «Вихрь-М» составляет 32 км/ч со штатным гребным винтом диаметром 240 мм с шагом 300 мм. Максимальная скорость с этим мотором — 37 км/ч. Соответствующие значения при установке «Вихря-30» — 32 км/ч и 40 км/ч.

В качестве грузового для мотора «Вихрь-М» можно рекомендовать винт с шагом и диаметром по 240 мм, под которым скорость с полной нагрузкой повышается до 32-34 км/ч. Для мотора «Вихрь-30» оптимален грузовой винт диаметром 240 и шагом 282 мм, скорость с полной нагрузкой повышается до 39,5 км/ч. С двумя 25-сильными моторами максимальная скорость «Прогресса» составляет 52 км/ч.

Интересные ссылки о лодках ‘Прогресс’

О Прогрессе на Википедии. Общее описание модели, технические характеристики и история создания проекта.

О Прогрессах на forum.motorka.org. Форум владельцев Прогрессов. Обмен опытом и советы по эксплуатации и ремонту. Обсуждение основных характеристик и вариантов модернизации.

Прогресс на Drive2.ru. Реальный владелец Прогресса делится тем, как преобразил свою лодку. Статья о восстановлении и обустройстве.

Видео о Прогрессах. Интересная подборка видео о восстановлении и модернизации лодок. Рассмотрены варианты тюнинга Прогрессов, доработки интерьера и экстерьера.

О моторах для Прогрессов. Форум, где обсуждаются вопросы подвесных моторов для лодок Прогресс. Необходимость и методы доработки транцев. Обсуждаются скоростные характеристики комплектов.

Паспорт лодки Прогресс 4. На этом сайте приводится текстовая версия паспорта мотолодки «Прогресс 4» со сканированными картинками. В паспорте указаны основные узлы конструкции и даны рекомендации разработчика по эксплуатации.

Тюннинг лодок серии «Прогресс»

Серийная модель лодки «Прогресс» имеет ряд недостатков, а, соответственно, есть некоторые варианты модернизации (тюннинга) этой мотолодки.

Рубка на лодке «Прогресс-4»

Устройство рубки на открытой лодке «Прогресс-4» обусловлено следующим:
— обустройство укрытия команды от непогоды,
— обустройство укрытия команды от брызг при движении,
— возможность отапливания помещения в лодке в холодное время,
— обустройство мест хранения хозяйственной мелочи,
— изменение внешнего вида лодки.
При установке самодельной рубки на лодку «Прогресс-4» существует ряд опасностей:
— снижение обзорности с места рулевого,
— увеличение парусности лодки и ее веса, и, как следствие, ухудшение мореходных качеств с тем же двигателем,
— поднятие центра тяжести лодки – ухудшение остойчивости,
— уменьшение пространства кокпита, а, соответственно, неудобство перемещения в лодке нескольких человек, например при рыбалке со спиннингом,
— невозможность использование весел со штатными уключинами,
— ухудшение внешнего вида лодки.
Безусловно, большинство достоинств твердой рубки имеет и штатный тент, но тяга к «прекрасному» уходит только с приобретением лодки, которая полностью отвечает требованиям хозяина. В условиях же ограниченности финансов или каких-либо других обстоятельств, а также при виде удачных переделок коллег, стремление улучшить свое транспортное средство является вполне объяснимым.

Несколько советов по обустройству самодельной рубки на лодке типа «Прогресс»:
— следует стараться минимизировать высоту рубки с учетом роста возможных членов команды,
— размещать самую высокую часть рубки желательно как можно дальше от носовой части лодки, сдвинутая в нос рубка утяжеляет силуэт и усложняет выход на глиссирование,
— старайтесь избегать вертикальных стенок, которые создают впечатление тихоходности,
— избегайте вогнутых силуэтов – это дает видимость неустойчивости,
— желательно чтобы рубка имела максимальную площадь открывающихся элементов, как в кормовой части, так и по бортам и в крыше, при сохранении достаточной общей жесткости всей конструкции,
— во избежание довольно сложных и трудоемких дополнительных работ, связанных с изменением размеров кокпита рубка может занимать только имеющийся кокпит, но перекрывать его полностью.

Ниже приведем некоторые наиболее удачные варианты тюннинга лодок серии «Прогресс» в части построения рубки.

Вариант тюннинга №1.

Разработчик Ю. Родченко.

Данная конструкция рубки имеет сдвижную в корму среднюю часть. Для того чтобы получить открытую часть кокпита в корме лодки «Прогресс-4» следует вырезать носовую палубу от переборки багажника до шп. 1, оставив по левому борту консоль шириной 400 мм, которая служит основанием для установки рулевой колонки и приборного щитка. У правого борта наклонная часть переборки от консоли до комингса кокпита отогнута вверх до вертикального положения на ширине 150 мм. Такая конструкция позволяет удлинить кокпит на 300 мм и получить в его корме открытую часть длиной 840 мм.
На лодке «Прогресс-4» крышка люка носового багажника в наклонном положении может быть использована в качестве штурманского столика. Вырез палубы под ветровым стеклом и далее в нос закрывается дюралевым листом.
Носовой фонарь собирается из штатных деталей ветровой защиты, а также дополнительно изготовленных элементов и сдвигается вперед на 500 мм от первоначального положения ветрового стекла.
Сдвижная часть рубки выполняется из трех частей: двух боковин и крыши с люком, которая вырезается из носовой палубы лодки. Высота комингсов кокпита в пределах открывающейся части рубки увеличивается до 90 мм, т.е. делается одинаковой с комингсами носового фонаря. На внутреннюю и наружную поверхности комингсов приклепываются направляющие. По верхней кромке наружных деревянных направляющих 3 выбирается фальц, по которому скользит кромка 4 боковой стенки сдвижной секции.
Передний край сдвижной секции опирается на два ролика, которые катаются по внутренним направляющим. Фиксаторы 2 надежно удерживают секцию на рельсах. Накидные замки-карабины обеспечивают плотное соединение с носовым фонарем рубки в закрытом состоянии. Кормовая кромка подвижной части уплотнителя не имеет — вода скатывается назад в результате Дифферента лодки «Прогресс-4» на корму.
Кормовая (неподвижная) часть рубки имеет две поперечные рамки — дуги из стального угольника 20×20 мм. Передняя дуга приклепывается заподлицо с носовой кромкой секции, задняя — на 20 мм вглубь от кормовой. Задняя дуга служит опорой переборки, прикреплённой к дуге болтами М4, а к бортам и пайолу — саморезами.
Рамы дверей выполняются из дюралевого угольника 20×20 мм, нижние филенки вырезаются из алюминиевого листа, а верхние лучше сделать из 4-миллиметрового оргстекла.
Рундук, расположенный по правому борту каюты, не доходит до носовой переборки на 310 мм на уровне крышки и на 440 мм — на уровне сланей. На передней части рундука устанавливается съемное сиденье. На рундуке можно также оборудовать неширокое (1850×55 мм) спальное место, для чего крышка выдвигается из-под палубы в каюту, а свободный промежуток в нос закладывается спинкой сиденья.
Модернизируется также и рулевое управление. Для этого передние ролики штуртроса с кронштейнами переносятся за переборку в нос, там же устанавливается и передняя опора удлиненной оси штурвала.
Кресло водителя, расположенное в рубке, — съемное и прикрепляется к пайолу замками спереди и сзади: в случае необходимости кресло поворачивается к столику.
В целях облегчения веса лодки ‘Прогресс’ рубку лучше делать из листов легкого сплава 1 — 1,5 мм.
Рубка на лодке «Прогресс-4» title=

Вариант тюннинга лодки «Прогресс-2» №2.

Разработчик Г.Федоров.

Среди множества известных конструкций данный вариант следует признать весьма удачным применительно к мотолодке «Прогресс-2».
Переоборудование лодки «Прогресс» значительно повышает ее комфортабельность, более удобным становится управление. В хорошую погоду пассажиры располагаются в открытом кокпите, имеющем размеры 1,3×1,8 м. Здесь размещен трехместный кормовой диван и перед ним по правому борту — раскладной столик, а по левому — рундук. Пост управления — слева на кормовой стенке рубки, по правому борту — место штурмана, под которым расположены газовая плита, полка для посуды, рундук для баллонов, 5-литровый анкерок питьевой воды, аккумулятор. В непогоду и на ночь на стоянке над кокпитом «Прогресса» ставится тент.
В каюте при устройстве ночлега столик укладывается в проходе между диванами, образуется спальное место на двух взрослых и одного ребенка. Еще один ребенок может спать в кокпите на кормовом диване. При входе в каюту по обоим бортам оборудованы шкафы. Горизонтальная часть крыши рубки, защищенная ветровым стеклом, служит штурманским столиком. В кокпите и в каюте по бортам остались штатные полки для хранения различных вещей. Продукты, запасные части, инструмент, крупные и тяжелые вещи размещаются под диванами и в рундуке кокпита.
Для обеспечения непотопляемости лодки «Прогресс» сохранен штатный носовой гермоотсек, по бортам в каюте уложены листы пенопласта и сделан еще один гермоотсек под рецессом в дополнительной кормовой секции. В рецессе размещаются два штатных бака с топливом. Дополнительно, при дальних переходах, можно разместить три-четыре канистры и емкость с маслом в рундуке под кормовым диваном.
Чтобы иметь возможность увеличить длину каюты до 1,95 м, а кокпита до 1,8 м, необходимо вырезать палубу «Прогресса» до гермоотсека, а штатный моторный отсек превратить в кормовой диван-рундук. За счет удлинения катера «Прогресс» на 0,5 м получается кормовой гермоотсек с самоотливным рецессом. Таким образом, каюта занимает пространство от шп.1 до шп. 4, а кокпит от шп.4 до бывшего транца. Высота каюты от пайола до подволока — 1200 мм, а от сидений диванов — 900 мм.
Вырез в палубе окантовывается остатками углобульбового профиля. По периметру оставшейся части вырезанной переборки на шп. 2, превращенной в шпангоут, следует поставить угольник 25x25x2,5, а в углах — кницы d = 1,5. Каркас диванов в каюте делается из угольников 20x15x2. Переборка на шп. 6 вырезана на ширине 1300 мм, а по высоте — до уровня подбортных полок и окантована аналогично шп. 2. Средняя часть кормового дивана имеет двустворчатую крышку, подобно кормовому сиденью «Прогресса-4», сверху на нее укладывается поролоновая подушка.
Пайолы для лодки вырезаны из 10-миллиметровой фанеры и оклеены линолеумом. Шкафы при входе в каюту имеют ширину 200 мм и глубину 400 мм.
Дюралевые стенки рубки (d = 1,0 мм) крепятся к углобульбу на палубе «Прогресса» винтами М5 с шагом 200 мм. Набор изготовляется из сосновых реек: продольный — сечением 50×12, поперечный — 50×20. Обшивка прикреплена к набору шурупами 2,5×12.
Секция кормы собирается из дюралевых листов d = 1,5 мм на обвязке из угольника, (заклепки Ф4 мм). При стыковке с оставшейся частью кормы свободные края листов дополнительного отсека укладываются на штатную обшивку и проклёпываются трехрядным шахматным швом. Мощная дубовая подмоторная доска d = 40 мм прикрепляется к транцу угольниками 50x50x2.
Отделка выполняется светлым пластиком и пластиком с имитацией под дерево. Для остекления используется оргстекло d = 4 и 6 мм, прикрепляемое к каркасу через резиновую прокладку винтами М4.
Наиболее удобным решением переделки лодки «Прогресс-2» с использованием данной конструкции каюты является удлинение корпуса до 5,15 м. при этом появляется возможность установки как одного, так и двух моторов (ширина выреза в палубе — 1000 мм) при хорошей центровке, имеются гермоотсек и рецесс.
В прогулочном варианте на катере «Прогресс» свободно размещаются пять человек, в длительных туристских походах — трое взрослых с необходимым снаряжением и 100 л бензина.
Рубка на лодке «Прогресс-2» title=

Вариант тюннинга №3. (Рубка)

В предлагаемом варианте модернизации лодки «Прогресс» рубка представляет собой объемную конструкцию, состоящую из девяти конструктивно законченных секций-панелей (с вырезами для стекол или без них) и ветрового стекла.
Силовые короба на стыкующихся панелях расположены таким образом, что, скрепленные между собой и планширем, они образуют жесткий каркас надстройки: это позволяет сделать открывающейся почти половину (45%) всей площади конструкции «Прогресса» при сохранении необходимой жесткости.
Конструктивно открывающиеся элементы, имеющиеся в кормовой части, по бортам и в крыше, выполнены в виде шести панелей (1,4,7,11,13, 14), шарнирно соединенных между собой, с неподвижной верхней поперечной панелью 8 и силовой балкой 9.
Шарнирные соединения 3, 6, 10 представляют собой оригинальной конструкции коробчатые петли, позволяющие складывать попарно все шесть открывающихся панелей на крыше каюты. При площади крыши 1,9 м2 площадь открывающихся проемов составляет 1,3 м2 (одновременно открывающихся — до 1,0 м2).
Потолок лодки «Прогресс» оклеивается поролоном толщиной 20 мм и толстой хлопчатобумажной тканью, поглощающей влагу в холодное время при закрытой каюте. В летний солнечный день в каюте с такой крышей не бывает жарко.
Для предотвращения попадания воды через неплотности между панелями по краям их сделана отбортовка на 10 мм, а по краям открывающихся панелей приклеиваются полоски микропористой резины толщиной 3—5 мм.
Боковые панели и ветровое стекло «Прогресса» соединены между собой и с планширем винтами М4 с шагом 150 мм. Остекление каюты (оргстекло толщиной 4-5 мм) в сочетании с установкой зеркала заднего вида позволяет водителю вести наблюдение за обстановкой во время плавания. Верхняя и нижняя границы остекления находятся за пределами угла зрения водителя.
Стекла вставляются в вырезы панелей с помощью резиновых уплотнителей с распорными шнурами. Каждое стекло фиксируется в вырезе четырьмя парами шайб, стянутых попарно винтами М4.
К усовершенствованиям, повышающим комфортабельность плавания, надо отнести установку стеклоочистителя на ветровом стекле и применение электронной световой отмашки. Закрытые бортовые полочки не только улучшают интерьер каюты лодки «Прогресс», но и избавляют от постоянных поисков всевозможных мелочей. Блоки пенопласта убираются из-под сидений и размещаются по бортам, на их местах оборудуются рундуки.
Каюта изнутри закрывается на к замки-карабины, а один из боковых люков — накладным замком снаружи.
Рубка спроектирована для «Прогресса-2» и полностью вписывается в габаритные размеры его штатного тента.
Рубка на лодке «Прогресс-2» title=

Вариант тюннинга лодки «Прогресс-4» №4.

Разработчик Фантомас.

Данная рубка на лодке «Прогресс-4», как нам кажется, является универсальной для всех случаев, или почти для всех.
По желанию крышу можно срезать не полностью, а, например, на половину, или до лобового стекла.
Управление лодкой также можно монтировать или в рубке, ближе к лобовому стеклу, типа автокомпоновка или на задней стенке рубки, типа консоль.
Сквозной проход по всей лодке не создает проблем при отчаливании и причаливании.
Отсутствие крыши при высоком уровне каютной палубы «Прогресса» также удобно для использования лодки для рыбалки, в этом случае боковые стенки рубки превращаются в фальшборт.
Очень быстро данная конструкция рубки превращается в полноценную каюту 2м с кроватями и столом.
В кокпите лодки при установке тента легко устраивается подсобное помещение, кухня например.
Высокая палуба рубки удобна для ловли спиннингом.
Низкая палуба кокпита удобна для ловли донными удочками.
Данную конструкцию рубки для «Прогресса-4» можно изготавливать на любых лодках и алюминиевых в том числе.
Вес данной рубки из фанеры 4мм в полностью собранном состоянии вместе с поликарбонатным приклеенным стеклом получается около 6-7кг.
Также думаем что устройство в лодке многоуровневой палубы, сильно повышает функциональность для разных случаев.
Под высокой палубой рубки получается большое количество объемных рундуков.
Главное условие универсальной рубки, наличие высокой палубы.
В лодке «Прогресс-4» имеется три уровня палубы. Самая низкая, в рубке для возможности сделать высоту рубки минимальной. От этой палубы считается эргономическая высота рубки и высота боковых сидений, они же кровати, они же палуба рубки в положении без крыши.
Палуба кокпита поднята от нижней палубы см на 7, опять же для максимально полного использования объема лодки «Прогресс-4».
Рубка на лодке «Прогресс-4» title=

Вариант тюннинга лодки «Прогресс-4» №5.

Рубка на лодке «Прогресс-4» title=

Тент на лодке «Прогресс-4»

Наиболее «слабым» элементом в комплекте лодки «Прогресс-4» является брезентовый тент, который теряет прочность и начинает «ползти» уже через несколько навигаций.
Снимать и ставить сырой тент на «Прогресс-4» тяжело, запускать мотор из-под тента трудно, садиться в лодку и выходить из нее неудобно, обзор для водителя недостаточен. В любом случае, при проектировании тента необходимо помнить, что тент должен спасать как от непогоды, так и от прямых солнечных лучей. Тент должен легко и быстро складываться и разворачиваться, при этом тент должен быть надежен. Прочность как самого материала тента так и его каркаса должна соответствовать возможному ветру и набегающему воздушному потоку при движении.
Материал тента для лодки «Прогресс-4» должен быть выбран из учета его стойкости к атмосферным воздействиям. Важно, чтобы лодочный тент не мешал команде и размещению вещей как в развернутом, так и в сложенном состоянии. Вставки в тент из твердых материалов – окна, боковины и т.д. – не должны значительно увеличивать объем сложенного тента – для этого их делают секционными с шарнирами.

Размеры деталей тента приведены на рисунках ниже:
Тент на лодке «Прогресс-4» title=
1 — полотнище верхнее, 2 шт., 2 — полотнище боковое, 2 шт., 3 — карман для передней дуги тента, 4 — клапан боковой, 5 — ремень, 4 шт., 6 — накладка передняя, 7 — карман для задней дуги тента, 8 — накладка, 9 — накладка, 10 — лента, 4шт., 11 — накладка, 12 — накладка, 12 шт., 13 — накладка.

При штатной конструкции тента довольно трудно добиться того, чтобы между его нижним краем и палубой в лодку «Прогресс-4» не задувал ветер. Этого неудобства можно избежать, если сделать нижние края тента двойными. Для этого на 5-7 см выше уровня палубы к полотнищу с внутренней стороны нужно пришить полосу 1, указанную на рисунке ниже.
Тент на лодке «Прогресс-4» title=
По свободной кромке полосы установить люверсы 3, которыми полотнище крепится к головкам винтов под комингсом кокпита 2.
При установке тента края основного полотнища укладываются на палубу, благодаря чему во время дождя вода не попадает в кокпит.

Вариант тюннинга лодки «Прогресс» №6.

Тент на лодке «Прогресс-4» title=

Основное отличие этого тента для лодки «Прогресс-4» от штатного — откидная кормовая часть. К штатным дугам 1 и 2 добавлена дуга 3, изогнутая по окантовке кокпита с учетом погиби палубы и снабженная наконечниками 5.
Дуга сделана из лыжных палок диаметром 15 мм. Штатные детали крепления дуг к корпусу сняты, на их место привинчены пластины 4.
На рисунке «б» тент полностью закрывает кокпит «Прогресса-4». На рисунках «в» и «д» дуги 2, 3 откинуты на переднюю дугу 1, кормовая часть кокпита при этом открыта, обеспечивая удобство работы с мотором и посадки пассажиров в лодку. Тент в этом положении при одиночном плавании или с пассажирами на переднем сиденье обеспечивает отличный обзор по корме. Свисающие части тента подтягивают к дугам с помощью ремней 10. Два коротких ремня с пряжками пришиты у дуг 1 и 3. На рисунке «д» боковые полотнища, пришитые к носовой части тента, откинуты на его крышу. Кромка тента дальше, чем у штатного смещена в сторону от борта, что облегчает выход на палубу. В жаркий солнечный день на стоянке можно отдохнуть в тени, поставив лишь кормовую часть тента («г» и «е»).
Если тент не нужен, он легко снимается с лодки «Прогресс-4» или укладывается так же, как штатный. Крепление тента к ветровому стеклу и к комингсу кокпита оставлено прежним. Нижнее положение дуги 3 фиксируется двумя защелками (детали 9 и 11), разнесенными на 800 мм. Мокрый тент ставить легко, если сначала закрепить его к ветровому стеклу, а уже затем фиксировать кормовую дугу в нижнем положении. Чтобы стекла 16 и 19 не терялись, к ним через отверстия привязаны кольца 18 из прочной нити. В кольцо пропущена тесьма 17, стягивающая полотняную рамку 15 иллюминатора.
Тент состоит из трех полос брезента шириной 920 мм.
У штатного тента измеряют расстояния между передней кромкой и дугой 1, между дугами, между дугой 2 и палубой. Затем старый тент снимают и разбирают. Дуги 2 и 3 крепят к пластинам 4, к дугам привязывают рейку, фиксирующую расстояние между ними. Полотно тента подгоняют по размеру и примётывают к дугам, затем снимают тент с лодки и на машине прошивают двойные швы. Снова надев полотнище на дуги, крепят их к пластинам 4. Между дугами 2 и 3 ставят распорку, расстояние между дугами 1 и 2 фиксируют при помощи прочной нити. Переднюю кромку верхнего полотнища обертывают вокруг дуги 1, а заднюю примётывают сверху кормового полотнища так, чтобы новые швы совпадали со старыми, скрепляя пять слоев ткани.
Дуги вынимают, ткань прошивают на машине. Затем дуги снова вставляют в тент, к дуге 1 крепят штатные распорки, а к дуге 3 — защелки. По старому тенту и приведенной выкройке изготовляют носовую часть тента.
Переднюю кромку тента рекомендуется делать более толстой и выступающей вперед на 15—20 мм. В кормовой полог тента на 100 мм ниже дуги вшивается иллюминатор размером 230×300 мм. Сметывание носовой части с кормовой, подгонка боковых полотнищ, разметка места установки деталей крепления, бортовых иллюминаторов и пр. производится на лодке. Тент, изготовленный по приводимым эскизам, можно применить на лодках «Прогресс» любых моделей.

Вариант тюннинга лодки «Прогресс-4» №7.

Разработчик Alexgeorg
Тент на лодке «Прогресс-4» title=
Представленный вариант тента для лодки «Прогресс-4» имеет следующие преимущества: вставленные окна из полиэтилена увеличивают обзор, а вшитые молнии позволяю трансформировать тент. Молнии позволяют открывать боковины и заднюю часть. Обратите внимание на изменение ветрового стекла на данном «Прогрессе». Добавленная открывающаяся часть значительно упрощает доступ к багажнику и облегчает выход на носовую палубу.

Транец на лодке «Прогресс-4»

Еще одной деталью лодки «Прогресс», которую часто приходится дорабатывать, является транец. Транцевая доска «Прогресса» — составная – выполнена из двух досок. Если в последних выпусках доски транца были укреплены кницами, то более ранние образцы имели совсем низкую надежность.
Транец можно усилить кницами и шпильками. Шпильки вворачиваются в переборку кокпита и транец и стопорятся со всех сторон гайками с шайбами. Шпильки не должным быть стяжками или распорками, а лишь элементами каркаса, уменьшающими «игру» транцевой доски. Данный метод применим при условии хорошего состояния как самого транца, так и переборки. Недостатком данного метода является очень аккуратный выбор места для расположения шпилек, чтобы они не мешали повороту и откидыванию мотора/моторов.

Замена транца на лодке «Прогресс-4».

Замена транца на «Прогресс-4» очень трудоемкий процесс.
Необходимо вывернуть все винты, которые крепят обе части транца. Далее необходимо высверлить заклепки для того, чтобы снять рецесс и после снять доску. Срубать заклепки крайне не рекомендуется, т.к. отверстия при этом расширяются (принимают форму эллипса) и новая заклепка на этом месте уже не сможет гарантировать полную герметичность.
Винты желательно устанавливать на нетвердеющий герметик.
Можно заменить на «Прогрессе» транец срезав кницу, подобравшись к ней через кормовой рундук. Плюсы: высверливаем меньше заклепок. Минусы: необходимость восстановления срезанной кницы.
Если транец «Прогресса-4» в хорошем состоянии его можно усилить, сделав связку с другими панелями лодки – днищем, переборкой и бортами. Транцевую доску желательно изготовить новую из доски толщиной 28 мм и оклеить с обеих сторон бакелизированной фанерой или другим материалом.
По горизонтальным кромкам прострогать пазы 42×4 мм под полки угольников 7, через которые доска будет крепиться к транцу. Все детали выполняются из дюраля. Перед монтажом нужно снять верхнюю накладку «а», три нижние кницы «б» и «в», снять с одной стороны боковую обделку выреза под мотор. Для усиления штампованной накладки «а» к верхнему угольнику 7 следует приклепать полосу 2. Угольники 7, 10, 11 крепятся к обшивке транца и бортам алюминиевыми заклепками Ø5 шагом не более 400 мм, остальные угольники — 4-миллиметровыми заклепками шагом 40-50 мм.
Нижний угольник 7 предварительно соединяется с горизонтальным ребром «г» заклепками Ø4 шагом 50 мм.
Транцевая доска крепится 36 болтами М8х70, которые ставятся по верхнему и нижнему краям доски, затем через угольник 15, коротыши 14 и несколько штук на концах доски.
Транец на лодке «Прогресс-4» title=
Схема усиления транца лодки «Прогресс-4»
1 — подмоторная доска 40х250х900, 2 — усиливающая полоса 3х40х120, 3 — стойка, соединяющая кницы 5 и 9, 2шт., угольник 30х30х2, l = 460, 4,6 — угольник 25х22х2, l = 250, 6 шт., 7 — основной угольник подмоторной доски, 40х40х3, l = 1300, 2 шт., 10 — дополнительное ребро жёсткости днища, угольник 30х30х2, l = 480, 4 шт., 11 — дополнительное ребро жёсткости борта, угольник 30х30х2, l = 480, 2 шт., 14 — коротыш, угольник 25х25х2, l=80, 15 — накладной угольник 30х30х2, l=760, 5, 8, 9, 12, 13 — кницы, δ=3. При изготовлении книц из сплава AMr можно несколько упростить и усилить конструкцию, отгибая фланцы. Детали 12,13 закрепить к переборке, поставив коротыши из угольника 25х25х2. а,б,в,г — штатные детали

Подводные крылья на «Прогрессе»

Подводные крылья на судне призваны приподнять судно над водой, тем самым уменьшив силу трения воды об корпус, а, соответственно, повысить скорость лодки.
В настоящее время распространены два варианта подводных крыльев – T-(полностью погруженные) и U-образные (частично погруженные). Управляются крылья закрылками или углом атаки.
Для лодок «Прогресс» имеет смысл рассматривать частично погруженные крылья, т.к. судно с ними более остойчиво.
Размещение подводных крыльев на судне может быть следующим:
— большое крыло под центром тяжести, маленькое под кормой,
— крылья могут быть одинакового размера и установлены спереди и сзади от центра тяжести,
— маленькое крыло устанавливается перед большим.
Наиболее распространен первый вариант.
Существует ряд сложностей при компоновке лодки подводными крыльями:
— низкая проходимость судна при плавании на малых глубинах (мели, подход к берегу, подводные предметы (пни и т.д.)),
— резкое снижение остойчивости при движении из-за увеличения высоты центра тяжести, а, соответственно, повышенные требования к размещению багажа и команды,
— необходимость обслуживания крыльев (проверка целостности, очистка от зацепившихся предметов (водорослей)),
— если крылья нерегулируемые – затрудненность выхода на глиссирование на крыльях, т.к. установленный угол атаки (наклон крыла относительно горизонтали) рассчитанный для скоростного движения не позволяет быстро поднять судно, и наоборот, увеличенный угол атаки подводного крыла быстро поднимет лодку, но будет слишком велик для движения на высокой скорости (будет «парусить»),
— подвесной мотор, используемый на лодке с подводными крыльями, должен иметь большой запас по числу оборотов, т.к. скорость увеличивается – возможно превышение допустимого числа оборотов мотора. Эта проблема частично решается установкой гребного винта с шагом большим стандартного в 1.2 раза. Такой винт желательно сделать двулопастным.
— установка подводных крыльев требует более низкой посадки винта.
Для лодок типа «Прогресс» существует несколько решений подводных крыльев – проект Г. Гонченко и проект В. Вейнберга. Их без труда можно найти в сети.

Паруса на лодке «Прогресс»

Желание ходить под парусом есть у многих лодочников, и хотя лодки «Прогресс» не предусмотрены для хождения под парусом, частично свою страсть можно утолить установкой прямого паруса на свое судно. Конечно, такие самодельные паруса предназначены для плаванья по ветру.

Вариант установки паруса на лодку «Прогресс» №1

Данная конструкция парусного вооружения лодки «Прогресс» (разработка А. Калинкина) весит 15 кг и легко складывается вдоль бортов под сиденьями. Деревянная мачта собирается из двух частей с помощью дюралевой муфты с прорезью по ликпазу. Муфта намертво крепится на верхней части мачты, а положение конца нижней части фиксируется сквозным болтом с барашковой гайкой.
Высота установки гика равна высоте плеч сидящего в лодке человека, однако, если на лодке установлено ветровое стекло, то гик ставится примерно на 50 мм выше стекла. Шарнир гика должен обеспечивать его поворот, как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости.
Парус на лодке «Прогресс-4» title=
Степс можно сделать постоянным из дюралевой трубки подходящего диаметра и закрепить его с помощью фланцев-накладок к палубе и настилу багажника. Нижний конец трубки следует врезать в деревянный башмак, точно подогнанный по профилю днища.
Бортовые шверцы вырезаются из дюраля (δ = 3 мм, надеваются стойками на концы шпилек в торцах поперечины и фиксируются барашковыми гайками. Поперечина своими концами ложится на продольные бортовые бруски, высота которых определяется прогибью палубы. Бруски постоянно прикрепляются к планширю болтами. Места их установки намечаются так, чтобы поперечина располагалась над стыком палубных листов перед ветровым стеклом. Под концы продольных брусков следует положить резиновые прокладки.
По обеим сторонам от шпилек-осей устанавливаются вертикальные упоры для шверцов. Данное парусное вооружение можно применить не только на лодках «Прогресс-4» и на других лодках сходных размерений.

Вариант установки паруса на лодке «Прогресс» №2.

Простой парус для лодки «Прогресс-4» предлагаемой конструкции имеет площадь 8,1 м2 и весит вместе с рангоутом около 5 кг. Управление лодкой под парусом осуществляется при помощи кормового весла.
Мачта высотой 3,5 м состоит из нижней А-образной части, состоящей из штатных весел, расположенных уключинами внутрь.
В вершине весла соединены тройным хомутом на гайках-барашках. Поперечина, в которую входят уключины, служит опорой для верхней части мачты — стеньги из дюралевой трубки 0 20×2 длиной 2м, вставляемой в среднюю обойму тройного хомута. Шпилька в основании стеньги входит в отверстие поперечины.
Весла своими лопастями опираются на передние бортовые утки, причем острия на концах лопастей должны входить в отверстия для уключин. Мачта держится (раскрепляется) также штагом и двумя ахтерштагами, привязанными за носовой и кормовые рымы. Кроме этого, лопасти следует дополнительно притянуть к рымам замками натяжного типа.
Ахтерштаг пропускается через проушину на топе мачты, один его конец имеет петлю, которую закладывают за кормовой рым, а второй затягивают и крепят за другой рым. Из дюралевых трубок 012-15 мм изготавливают два гика по 800 мм, которые шарнирно закрепляют на верхних концах лопастей.
Шкотовые углы паруса крепятся к нокам гиков, которые могут поворачиваться только в горизонтальной плоскости.
Рей выполняется из дюралевой трубы (30×1,5) и состоит из двух равных частей по 1,5 м, которые соединяются на втулке из трубы 27×3,5. Фал привязывается к топенанту рея, концы которого на рее крепятся на хомутах, расстояние между которыми равно 1 м.
Парус (ширина 3 и высота 2,7 м) шьется из легкой и прочной синтетической ткани. По всей кромке пришивается карман для рея, причем для хомутов должны быть предусмотрены прорези. С обоих концов кармана пришиваются петли для надевания на ноки рея. По нижней и боковым шкаторинам парус окантовывается капроновой стропой. Шкотовые углы усиливаются накладками, в которые зашивают металлические кольца.
В качестве бегучего такелажа на лодке «Прогресс-4» лучше использовать плетеный капроновый шнур Ф 5—6 мм, который с рангоутом соединяется стальными карабинами. Для исключения самопроизвольного поворота паруса брасы и шкоты заводят раздельно за переднюю и заднюю стойки кормовых рымов и наматывают на них.
Фал два раза оборачивают вокруг поперечины и через передний бортовой рым заводят в кокпит. Контршкоты свободно скользят в проушине носового рыма и удерживают парус при смене направления ветра. Максимальный угол поворота паруса на каждый борт составляет 35 — 40°.
Парус на лодке «Прогресс-4» title=
К самому парусу для лодки «Прогресс-4» существует ряд требований: желательно, чтобы парусина была из синтетической ткани – такие ткани более устойчивы к атмосферным воздействиям, более прочны, парусина должна быть непродуваемой и невпитывающей влагу, парусина должна быть легкой.

Пожалуйста, оцените лодку и оставьте об этой лодке свой отзыв

Длина, см: 469Ширина, см: 172Высота борта, см: 69Количество пассажиров, чел: 5Сухой вес, кг: 220Тип лодки: ГребныеМоторныеСтрана происхождения: Россия (СССР)Встроенный двигатель: нетКомплект: съемные кресла с мягкими подушками, складной тент, ветровое стекло со стеклоочистителем, рулевое устройство и дистанционное управление газом и реверсом для мотора типа «Вихрь», ходовые огни.Материал корпуса: МеталлРекомендуемая мощность подвесного мотора, л.с.: 40

Рейтинг
( 7 оценок, среднее 2.29 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
poseidonboat.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: