Сарепта

Лодка Сарепта подходит для путешествий на далекое расстояние, обычных прогулок, туризма, служебных поездок, дайвинга и охоты. Это настоящая находка для водных спасателей и морских служб, так как сочетает в себе все необходимые для этих целей качества. Основные отличия — съемная жесткая рубка, имеющая способность сдвигаться в сторону кормы, и тримаранные обводы. Есть возможность применять ее для буксировки водных лыжников.

Имеет отличную степень мореходности. Превосходно переносит 3–бальный шторм и волну до 75 см. Разрешен выход в морскую и речную акватории, водохранилища, озера. Рассчитана на два ПМ с суммарной мощностью до 50 л. с. Однако, хорошо ездит с одним мощным двигателем. Вмещает в себя до 6 человек.

Достоинства

  • Прочный корпус выполнен из алюминиево–магниевого сплава, который характеризуется долговечностью, легко сваривается и устойчив к коррозии. Металл усилен на днище и в носу
  • Большинство швов сварные. Клепка применяется по–минимуму. Это сводит почти к нулю корродирование корпуса
  • Обводы созданы таким образом, что судно не боится штормовой погоды, волн высотой 2–3 метра и всходит на них вместо того, чтобы зарыться носом
  • Грузоподъемность моторной лодки типа Сарепта оправдывает его туристическое предназначение. Путешествующие могут не только разместить достаточное количество клади, но и с комфортом разместиться сами
  • Система комфорта устроена на высоком уровне, по сравнению с многими моделями подобного типа. Много сидячих мест, рундуков. Тент для защиты от солнца или непогоды, трап для спуска в воду и много других мелочей свидетельствуют о заботе разработчиков тримарана о будущих его владельцах
  • Рубка — спорный элемент. Ее плюс в том, что пассажиры спрятаны от брызг, бушующей воды, холодного ветра. Ее можно оставить на берегу или сдвинуть примерно на 40 см назад. Она также не будет лишней при ночевке в пути
  • Широкий верх рамки лобового стекла удобен для того, чтобы устанавливать на нем ходовые огни, фароискатели и многое другое
  • Транец практически неубиваемый, так как усилен при конструировании не только дубовой доской, но также прикреплен к бортам, кормовой переборке и продольному набору

Недостатки

  • Согласно отзывам, в первую очередь начинаются протечки в области скуловых обводов. Это как раз места, принимающие на себя силовое воздействие волн
  • При волнении на скорости присутствует жесткость хода. Причина в недостаточной килеватости
  • Также, сдвижная крыша может привести к получению травмы из–за неосторожного обращения или невнимательности
  • Есть жалобы, что при волнении 20–40 см ходовые качества значительно ухудшаются
  • С нее неудобно рыбачить, так как при отодвинутой рубке не хватает места для манипуляций с удочкой
  • Боковые кресла около стенок вмонтированы так, что пассажиры сидят лицом друг ко другу. Это не всегда удобно. Решить этот нюанс поможет установка других сидений

Фото лодки Сарепта:

Лодка Сарепта Лодка Сарепта Лодка Сарепта Лодка Сарепта Лодка Сарепта Лодка Сарепта Лодка Сарепта Лодка Сарепта Лодка Сарепта Лодка Сарепта Лодка Сарепта Сарепта

История и цели создания

Проектировка и создание тримарана Сарепта были продиктованы необходимостью в плавсредстве, сочетающем в себе определенные характеристики.

  • Остойчивость, позволяющая повысить мореходность до высокого уровня. Так расширяются возможности глиссера и цели эксплуатации. Например, аквалангисты используют его в качестве базы
  • Комфортные условия для длительного пребывания или проживания на моторке: уютная каюта, раскладной трап, якорь, ниши и панели для личных вещей, вместительные багажники и рундуки, спальное место и удобный тент. С таким оборудованием поездки будут приятными в любую погоду. Причем, нести патрульную службу в такой модели гораздо лучше, чем в открытой
  • Легкость выхода в глисс
  • Производство происходило, основываясь на расчете установки двух ПМ
  • Стандартные требования для всех советских суден: прочность, надежность, качественность

Видео лодки Сарепта:

https://www.youtube.com/watch?v=ysbVx4MCp2k’ data-video-title=’Тюнинг лодки Сарепта’ title=’Play video Тюнинг лодки Сарепта’>https://www.youtube.com/watch?v=ysbVx4MCp2kVideo cant be loaded: Тюнинг лодки Сарепта (https://www.youtube.com/watch?v=ysbVx4MCp2k)

Реализовал проект и спустил с конвейера моторную лодку именуемую Сарепта Волгоградский судостроительный завод. Название катер позаимствовал у поселка, в котором и находился ВСЗ. Разработка идеи и воплощение начались в 1971—1972 годах, был проведен ряд испытаний, доказавших жизнеспособность плавсредства. В перечне типов прогулочных суден данной версии присвоен Тип 6.

Первые выпуски имели заводской дефект: некрасивое деформирование металла в месте швов. Бракованные экземпляры были изъяты с прилавков магазинов, но часть уже успели раскупить. Недостаток этот скорее косметический, на качество изготавливаемых моделей влияния не имел. Производственная линия была прекращена в 1981 по причине угасания массовой судостроительной промышленности.

Таблица характеристик

Длина наибольшая, м 4,65
Ширина наибольшая, м 1,6
Ширина транца по скуле, м 1,3
Высота борта на миделе, м 0,75
Высота транца, м 0,4
Высота габаритная, м 1,45
Угол килеватости днища на транце 8,5°
Масса со снаряжением и оборудованием без двигателя, кг 235
Грузоподъемность, кг 450
Пассажировместимость, чел. 6
Допустимая мощность ПМ, л. с. 50
Материал АМг
Технология соединения сварка
Проектант и изготовитель Волгоградский судостроительный завод

Внешний вид и особенности конструкции

Корпус

Мотосудно оснащено обводами типа тримаран с плоско–килеватым строением дна. Что это значит? В носовой части основной корпус имеет форму глубокого V, а по бокам от него выштампованы спонсоны. Они предназначены для того, чтобы увеличить стояночную и ходовую остойчивость, а также исключить появление рыскливости на полной скорости. При возникновении крена они создают восстанавливающий момент.

Спонсоны не имеют скоса с наружной поверхности, ближе к корме сходят на нет, и дно становится ровным. Есть небольшой развал обоих бортов, достигающий 10 градусов. Благодаря килеватому днищу в корме и развалу плавсредство устойчиво при маневрах и на поворотах. Угол килеватости 8,5 градусов наблюдается не по всей длине глиссера, а лишь на 2/3 от рецесса.

Сплав АМг, из которого сделана обшивка, хорош тем, что соединение корпусных элементов выполняется методом сварки. Тем самым сводится к минимуму количество соединений с заклепками, более недолговечных и трудозатратных в эксплуатации. Клепка использовалась в паре труднодоступных мест. Способ обшивки заключался в том, что листы из металла сразу разворачивались на плоскую поверхность и их не нужно было гнуть или пропускать через штамповочный пресс.

Толщина алюминиевых листов изменяется в зависимости от месторасположения:

корпус мм
корма 2,5
днище 2
палуба 1,5
борт 1,5

Для жесткости корпуса использовались выштампованные ребра бортов и запалубленной поверхности, продольные отзиговки сверху и по бокам каюты. Боковые стенки кокпита высокие, поэтому брызги не досаждают пассажирам. Поперечный набор состоит из 7 шпангоутов. Форпик достаточно широкий, чтоб вода не попадала через него в обитаемое пространство. В нем находится багажный отсек с большим люком на шарнирах, отделенный водонепроницаемой перегородкой.

https://www.youtube.com/watch?v=2aV-nvXSULMt=19s’ data-video-title=’Лодка Сарепта’ title=’Play video Лодка Сарепта’>https://www.youtube.com/watch?v=2aV-nvXSULMt=19sVideo cant be loaded: Лодка Сарепта (https://www.youtube.com/watch?v=2aV-nvXSULMt=19s)

Транец

Инженеры изначально создавали конструкцию транца, как усиленный элемент, выдерживающий установку двух двигателей одновременно. Соответственно, технические характеристики и габариты реализуют надежность и прочность данного элемента.Он сделан в виде ровной стенки, приваренной к корпусу без завалов вовнутрь или наружу. Возвышается над водной гладью на высоте от 30 до 50 см.

Подмоторная плита не из привычной бакелитовой фанеры, а вечная доска из дуба. Толщина 1—3 см позволяет переносить увеличенную нагрузку на эту часть. Мотор насаживается сверху при помощи скоб и фиксируется винтами. Для более жесткого крепления транец прикреплен к бортовым поверхностям боковинами рецесса, к продольному набору — бракет–кницами. Доска усилена металлическими уголками.

Кокпит

Обитаемое пространство имеет непривычную для отечественных суден планировку. Большая его часть защищена рубкой, монтированной на направляющих полозьях. Во время рыбалки или в жаркую погоду ее легко сдвинуть, примерно сантиметров на 40. Также в таком положении можно управлять лодкой стоя — правильное решение в условиях плохой видимости или при неспокойной воде.

Минус в том, что потолок низковат для взрослого мужчины. Вместе с тем, по свидетельствам владельцев модели, вода в шторм перекатывается через съемную конструкцию, однако из–за герметичных прокладок по всем ее стыкам в середину не попадает. Поэтому она незаменима в морских путешествиях и служебных выездах. При желании облегчить моторку надбортная рубочная надставка снимается совсем и оставляется на суше.

Панель управления расположена у лобового панорамного стекла. Включает в себя стандартный набор и отлично функционирует независимо от положения водителя. Ветрозащитное стекло является цельным, сделано из плексигласа толщиной 5 мм. По краям проложена уплотнительная лента. Есть внушительный запас ниш для вещей, полочки, рундук и багажные отсеки.

Высота борта на миделе достаточная для того, чтобы пассажирам не досаждали брызги. Установка тента производится с задней стороны рубки. Таким образом получается почти герметичная каюта с доступом к корме, если расстегнуть застежку тканевой накидки. Монтируется при использовании тентовых дуг.

Схема

схематический рисунок лодка Сарепта

схематический рисунок лодка Сарепта

схематический рисунок лодка Сарепта

схематический рисунок лодка Сарепта

схематический рисунок лодка Сарепта

Оборудование и комплектация

Комплект снабжения, поставляемого вместе с мотосудном, состоял из следующих предметов:

  • катер
  • надбортная рубочная надставка
  • ветровое стекло
  • сиденья
  • слани
  • дельные вещи
  • плавучие блоки
  • тент с амортизаторами
  • ДУ двигателем Вихрь
  • забортный трап
  • 2 весла
  • стеклоочиститель на ручном управлении
  • черпак
  • ремонтная аптечка
  • линь спасательный
  • кошма пожарная
  • документы
  • запасные детали

Обитаемость

В плавсредстве удобно располагаются 6 пассажиров. Перед торпедой находятся 2 кресла для капитана и еще одного человека. Среди пользователей есть жалобы, что они низкие и сидеть не очень удобно. Исправить это нельзя, так как кабина не дает дополнительной высоты. Под ними есть небольшие ящики для мелочей или мелких инструментов. За передними местами впритык стоят продольные диваны моторной лодки. Они же — вместительные рундуки. На планшире над ними прикреплены спинки, начиненные поролоном. Также откинув кормовой диван можно увидеть большой короб. В нем открывается доступ к топливным емкостям. Как правило, помещается 2 канистры по 20 литров.

Для удобного устройства на ночлег двух или трех обитателей сиденья легко трансформируются в просторное место для сна. Применение рубки позволило отказаться от ночевок на берегу. Полог образует своеобразную каюту, не пропускающую шум, ветер, холод и влагу. Многообразие мест для хранения обусловлено необходимостью в туристической составляющей большей части выходов на водоемы. В запалубленом форпике есть носовой багажник с большим люком, изолированный от кокпита водонепроницаемой переборкой. В стенках встроены 4 ниши, под торпедой есть бардачок. Имеется даже отсек для якоря.

Верх комфорта — трап, который умеет раскладываться. Владельцам данной версии не нужно совершать лишних движений, перепрыгивать через воду на берег, придумывать приспособления для того, чтобы попасть в мотосудно после купания. Достаточно воспользоваться трапом. На верхней рамке лобового стекла много места для дополнительного оборудования. Проблемы с видимостью решает стеклоочиститель в комплекте с зеркалом заднего вида.

https://www.youtube.com/watch?v=NA4hC4ULheI’ data-video-title=’Лодка Сарепта под мотором Suzuki dt65′ title=’Play video Лодка Сарепта под мотором Suzuki dt65’>https://www.youtube.com/watch?v=NA4hC4ULheIVideo cant be loaded: Лодка Сарепта под мотором Suzuki dt65 (https://www.youtube.com/watch?v=NA4hC4ULheI)

Перевозка лодки

Транспортировка плавсредства возможна исключительно прицепом. Если ездить к рекам или морю далеко, то лучше приобрести фирменный трейлер, рассчитанный на качество дорог и соответствующий предполагаемым нагрузкам.

В случае близкого проживания от осваиваемой акватории подойдет и самодел. В интернете есть множество обучающих видео по самостоятельному изготовлению необходимого приспособления. Не следует забывать, что прицеп должен иметь зарегистрированный номер.

Непотопляемость

Непотопляемость мотосудна необычайно высокая. Из–за тримаранной формы обводов глиссер чрезвычайно остойчив, что исключает появление крена, его заваливание или переворачивание. Пассажир может не бояться взбираться с боковой стороны, если находился в воде. 4 человека, сидящие с одного края, не спровоцируют зачерпывание или опрокидывание моторки.

Пенопластовые блоки проклеены миткалевой тканью и расположены по периметру всего корпуса, а также распределены под пайолами и в боковых стенках. При этом конструкторы поместили их в специальные защитные кожухи из металла. Это обеспечивает нахождение судна на поверхности воды даже в затопленном виде, с запасом плавучести 110 кг. В случае, когда вода попадает в транцевый отсек, откачать ее возможно дистанционно помпой. В рецессе для слива используется шпигат.

Ходовые качества

Эта модель имеет отличные ходовые характеристики. Спонсоны сохраняют остойчивость даже в неспокойную погоду, всхожесть на волну и убирают явление зарыскивания. Благодаря широким и плоским бортам заход на форпик не составит труда. Диаметр циркуляции катера при включении полной мощности двигателей почти вдвое превышает его длину. Приятный момент — очень редко наблюдается дельфинирование. Владельцам нравится устойчивость на курсе.

В результате удачного сочетания килеватости, брызгоотбойников и формы днища мотолодка развивает при 20–сильном ПМ 38 км/ч с водителем и с 4 обитателями — 28 км/ч . Территория плавания не ограничена вследствие превосходного уровня мореходности, следует лишь следить, чтоб был уровень волны до 75 см. Экономичный вариант по мнению экспертов — один 30–сильный отечественный ПМ.

Таблица скоростей

Наименование ПМ Количество моторов Загрузка, кг Скорость, км/ч
Honda BF50 1 250 51
Johnson 50 1 120 53
Mercury F40 1 300 51
Mercury F50 1 150 54
Tohatsu 40 1,85 1 400 48
Tohatsu 50 1,85 1 120 49–55
Yamaha 40 2,0 1 120 47–55
Вихрь-20 1 Вихрь-25 37
Вихрь-30 1 100 42
Нептун-23 2 100 47

Под мотором

В процессе разработки проекта инженеры серьезно подошли к улучшению характеристик системы двигателей. Испытания показали, что эксплуатация Сарепты с одним Вихрем–30 на 22кВт использует меньше всего горючего. Две пары человек выйдут в глисс уже при 30 км/ч. Менее мощный Вихрь с 14,7 кВт с паре с винтом, шаг которого 240–264 мм, выйдет на глиссаж с тремя пассажирами.

Спарка Вихрь–М по 18,4 кВт повезет 4 чел. при 46 км/ч и потратит топлива 0,62 л/км. В ходе подготовки к Всесоюзным мотогонкам были использованы двухлопастные гребные винты диаметром 230мм. Как результат, с нагрузкой с двумя участниками соревнований при мощности мотора 20 сил катер достиг наилучшую скорость с полной загрузкой — 53,3 км/ч.

Под веслами

Для весел есть подуключины с обеих сторон. В комплекте идут 2 штуки. Без них выходить в водоем запрещено. Грести удобно, сдвинув рубку назад.

https://www.youtube.com/watch?v=8w5yv3VW-EMt=23s’ data-video-title=’Моторная лодка Сарепта’ title=’Play video Моторная лодка Сарепта’>https://www.youtube.com/watch?v=8w5yv3VW-EMt=23sVideo cant be loaded: Моторная лодка Сарепта (https://www.youtube.com/watch?v=8w5yv3VW-EMt=23s)

На волне

Мотосудно выдерживает волнение до 3 баллов. Великолепное сочетание обводов, килеватости и строения конструкции позволяют мягко идти по воде, всходить на волну и при этом не оказаться залитым.

Цены

Цена лодки “Сарепта” на Авито немалая. Если учесть, что на данном сайте производится продажа б/у плавсредств, диапазон стоимости в 40—550 тысяч рублей говорит о большом спросе на этот товар. Представленный в рубрике “Продам” ассортимент небольшой, так как избавляться от катера такого класса никто не спешит. Дешевых лотов очень мало, большая часть располагается в районе 150—350 т. р.

Отзывы

Отзывы о данной модели в основном положительные. Владельцам нравятся качество сборки и корпус, невероятные комфортабельность, грузоподъемность и мореходность. В меньшинстве представлены негативные рецензии, базирующиеся на мелких дефектах корпуса, а также неудобной для некоторых пользователей рубке. На форумах завсегдатаи хвалят долговечность глиссера, а также то, что конструкция практически не требует масштабных переделок.

Тюнинг

Доработка осуществляется большей частью за счет реставрации изношенных частей, покраске и сборке заново рундуков, транца, переборок. Своими руками можно слегка изменить конструкцию рубки, облегчив ее использование при рыбалке.

Заключение

В народе данный тримаран ласково прозвали Сара. Хотя он не получил такой большой огласки, как Казанка или Прогресс, и выпускался не так уж много времени, все же успел полюбиться знатокам малого судостроения. И есть за что. Этот эксклюзивный экземпляр с грамотной конструкцией и тщательно продуманными деталями служит своим хозяевам долго и старательно.

Рейтинг
( 4 оценки, среднее 3.25 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
poseidonboat.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: