Моторная лодка модели «Чирок» была запущена в производство в конце 60-х годов. Катер имеет кодовое название проекта 1397. По задумке разработчиков предполагалось использование в морских условиях, лодка обладает всем необходимым оборудованием для путешествий на небольшие расстояния. Предназначалась для использования во время служебных поездок, при необходимости пересекать открытое море. Предполагалось использование для сторожевого контроля и высадки групп досмотра на плавательные суда в открытых морских условиях, а также доставки сотрудников на берег.
Общее описание катера «Чирок»
Конструкторы поставили себе задачу достичь высоких мореходных качеств и обеспечить достаточную прочность для выдерживания относительно больших волн. Поставленные задачи катер «Чирок» смог бы без труда воплотить при условии создания больших размерений корпуса, но судно предполагалось малогабаритным.
Сегодня конструкция имеет длину 5,5 м. Высокая прочность требуется для выдерживания волны около 1 м, а также для увеличения быстроходных качеств. При максимальной загрузке судно способно развивать скорость до 35 км/час, на показатель не оказывает влияние уровень волнения.
В основе использованы обводы с большой килеватостью днища на носу, а также относительно ровной поверхностью ближе к корме. Острая форма скулы улучшает плавность и мягкость передвижения, а также предотвращает возникновение сильных ударов в днище. Вся поверхность создана с целью быстрого перехода в глиссирование, так плоскость днища у транца позволяет понизить дифферент движения, который всегда появляется при переходе к глиссированию. Кормовая центровка в основе катера потребовала использования маленького отгиба на днище с целью снижения дифферента.
За счёт обширной ватерлинии (α = 0,67) и небольшому показателю коэффициента водоизмещения (δ =0,3) конструкторам получилось достичь метацентрической высоты в 80 см. Для увеличения грузоподъёмности, расширения кокпита и улучшения устойчивости в области кормы днище несколько расширено.
Для получения более полной картины ходовых качеств лодки использовались испытания 4 различных вариантов обводов. Водное сопротивление замерялось в состоянии штиля и относительного волнения. Всего претендентами на массовое производство стали 2 судна с остроскулыми и 2 с круглоскулыми обводами.
Модели с большей шириной были признаны неудовлетворительными, так как негативно показали себя при волнении 1,5 м/сек. В них проникало много воды с волн и появлялось значительное образование брызг. Остроскулый вариант позволил добиться снижение сопротивления на 25% и обеспечил хорошие ходовые качества на волнах.
Катер имеет предустановленный двигатель, работающий на бензине, модели М51-УМ. Судно «Чирок» обладает встроенным мотором на 62 л. с., который достигает 2,6 тыс. об./мин. при использовании углового реверса-редуктора. Двигатель установлен в герметичном отсеке в области кормы. Топливо хранится в специальной цистерне, которая располагается под пайолами в кокпите. Ёмкость баллона составляет 55 л, этого достаточно для автономного передвижения на дистанции в 100 км. Для взаимодействия с реверс-редуктором следует открыть люк, расположенный под сидением в корме.
Конструкция предусматривает использование водонепроницаемой переборки в области форпика, которая отделяет его от кокпита. Подобная схема используется с целью создания системы непотопляемости. Дополнить плавучесть судна при затоплении призваны специальные пенопластовые блоки в бортах.
Весь корпус выполнен из пластика. В основе лежит несколько секций: наружная обшивка и палуба, она отформована цельно с кокпитом. Конструкция корпуса предусматривает использование толстой обшивки в области носа – 4 мм, кормовой участок в толщину 3 мм. В местах меньшей нагрузки (борта, палуба) толщина составляет 2,5 мм. Непосредственно в кокпите стенки вертикальных секций имеют толщину 1,5 мм. Спереди используется ветрозащитное стекло, а сам корпус имеет открытый тип.
Для укрепления днища используются стрингеры, к ним крепится реверс-редуктор, шпангоуты и мотор. Для стабилизации судна используется кронштейн гребного вала, который покрывает большую часть всей площади. Он предотвращает зарывание в волну, что свойственно катерам с относительной плоскостью днища.
Катер «Чирок» для соединения использует метод склеивания с помощью смолы ПН-3. В основе применяется стеклоткань сатинового типа АСТТ(б)С2-0.
Судно дополнительно оборудуется специальными гаками для удерживания на небольшом кране или большом судне. Спуститься на воду при удерживании на шлюпбалках водитель может удалённо, для этого разработана специальная система управления.
По катеру разбросана система электропроводки, электрооборудование питается за счёт установки генератора, прикреплённого к мотору. Дополнительно присутствует аккумулятор, обеспечивающий электроэнергией при стоянии на месте, он выдаёт напряжение 24 В. Аккумуляторная батарея устанавливается под пассажирскими сидениями. Из важного электрооборудования присутствует стартер, ходовые огни для передвижения ночью, фары, звуковой сигнал и подобное.
Технические характеристики катера «Чирок»
Выпуск модели происходил небольшим тиражом, соответственно, выпущено всего 1 модификация. Дальнейшая разработка была прекращена в силу специфики использования. Сегодня довольно сложно найти катер «Чирок» в продаже, но есть люди, которые самостоятельно конструируют модель на основании чертежей.
Технические характеристики катера «Чирок»:
- габаритная длина – 5,5 м,
- ширина по габаритам – 2 м,
- масса судна в порожнем состоянии – 1,07 т,
- максимальные показатели водоизмещения с 5 пассажирами – 1,56 т,
- высотность борта в области миделя – 0,9 м,
- наибольшие показатели осадки – 0,47 м,
- габаритная осадка – 0,67 м,
- количество пассажиров – 5 человек,
- тип мотора – бензиновый,
- модель двигателя – М51-УМ,
- мощность мотора – 62 л. с.,
- материал в основе корпуса – стеклопластик.
Во время тестов был использован гребной винт размерами 400 мм. Этого оказалось достаточно для развития скорости с максимальной нагрузкой до 36 км/ч. При замерах диаметра циркуляции с предельной скоростью было выявлено 2 оборота при левом, и 3,5 оборота при правом поворотах от габаритной длины корпуса. Во время морских испытаний были показаны ожидаемые результаты, аналогичные моделируемым ситуациям, и подтверждено, что обводы обладают оптимальной формой.
Какая цена
Ценовое предложение сильно отличается, так как конкуренции на рынке нет. Всего было выпущено 120 таких катеров. Приблизительная стоимость составляет $2 500.
Отзывы владельцев
Отзывы немногих известных владельцев катера «Чирок» позволяют выявить достоинства и преимущества модели.
Александр:
«Катер „Чирок“ был списан на работе деда и по счастливому случаю достался нам. Конструкция создаёт прочный вид как изнутри, так и снаружи. Проживаю неподалёку от моря и люблю выходить на ловлю мидий и рапанов. За 15 лет использования дважды попадал в шторм с высотой волн до 1,5 м, конструкция вынесла такие удары, даже ремонта не потребовалось».
Сергей:
«Два года назад приобрёл „Чирок“ с целью осуществления морских прогулок и заработка в туристический сезон. Привязываю различные надувные конструкции и лыжи. С 1 пассажиром удаётся развить 42 км/ч. Лодка становится особенно полезной при волнении, так как обладает отличным ходом при высоте волн до 0,75 м. Подвергалась ремонту всего 1 раз».
Виталий:
«У меня не было этого катера, но в своё время работал на нём. Впечатления остались исключительно приятные: кокпит широкий и удобный, развивает большую скорость, катер комфортабелен для непродолжительных путешествий, удобен при управлении. Раз выходили на рыбалку, даже большой улов не ухудшает ходовые характеристики».