Водомет катера «Зефир»

Е.Ф.Залевский, ‘Катера и Яхты’, №6-1976.

При разработке чертежей «Зефира» я ставил задачу – создать достаточно мореходный и комфортабельный 6-метровый катер с каютой. оборудованный водометным движителем. Корпусу катера пришлось придать несколько своеобразную форму – с притупленной носовой оконечностью и большим развалом бортов. Благодаря этому в каюте удалось разместить два стационарных спальных места (при необходимости можно оборудовать еще две койки). Имеются два небольших шкафа для одежды, в носовой части каюты (1,75Х1,65 м) сделаны всевозможные шкафчики для книг, инструмента и посуды, предусмотрены места хранения багажа и провизии, установлен съемный стол, за которым размещаются шесть человек.
Форпик длиной 1,25 м отделен от каюты водонепроницаемой дверцей. В открытом кокпите размером 1,0Х1.6 м расположен пульт управления катером. Кормовая часть катера занята моторным отсеком длиной 1,35 м.
Размерения корпуса самодельного катера
Таблица плазовых ординат катера «Зефир»
Обводы носовой оконечности, на первый взгляд, кажутся сложными, но на самом деле листы фанеры толщиной до 5 мм легко ложатся на набор. При правильном раскрое на обшивку бортов и днища уходит всего 9 стандартных листов фанеры.
На испытаниях с одним водителем и полным запасом топлива катер «Зефир» показал скорость свыше 40 км/ч, а с двумя человеками на борту – 38 км/ч (число оборотов двигателя 3000-3200 в минуту). Высота волны во время этих испытаний была до 1 м.
При разработке движителя за основу были взяты чертежи водометов катера «Кама» («Катера и Яхты». №11-1967г.) и судового разъездного катера проекта 336. Для установки получившегося водомета требуется более короткий, чем на «Каме», моторный отсек.
Водометная установка катера «Зефир»

Промежуточный вал – от коленчатого вала двигателя до вала движителя – изготовлен из укороченного карданного вала автомашины «Волга» (ГАЗ-21 — прим. ред.) и имеет по концам эластичные муфты. Эластичным звеном служит шайба толщиной 16 мм, вырезанная из резиново-тканевой ленты. Вал движителя крепится к полумуфте штифтом диаметром 8 мм, как и в конструкции водомета «Кама».
Упорный подшипник охлаждается забортной водой. Вместо подшипников №206 и 8206К, установленных на водомете «Камы», установлен подшипник № 46306 с латунным сепаратором. Такая конструкция упорного подшипника проверена многолетней эксплуатацией ленинградскими любителями и вполне себя оправдала.
Чертеж водометной установки катера «Зефир»
Вал водомета стал короче на 197 мм. На конце его, обращенном к упорному подшипнику, сделана проточка для установки упорной втулки подшипника № 46306. Диаметр противоположного конца вала изменен с 22 (на «Каме») до 20 мм, а на торце на длине 16 мм нарезана резьба М10, на него насаживается втулка и закрепляется болтом с шайбой. Такая конструкция предохраняет вал от преждевременного износа и дает возможность применить стандартный резино-механический подшипник 30Х90 по ГОСТ 7199-54, что тоже немаловажно.
Все другие размеры (и допуски) вала, форма и размеры обтекателя, ступиц ротора и статора, внутренние размеры сопла. профиль и размеры лопаток – остались такими же. как на движителе катера «Кама».
Корпус дейдвуда водометной установки катера «Зефир»

Водозаборник выполнен из стеклоткани по деревянному болвану разборной конструкции. Сборка оснастки осуществлялась в следующем порядке. Болван. приготовленный к оклейке. устанавливался на гладкой доске размером 360Х750 с учетом возможности отгиба нижних фланцев шириной 50-60 мм для крепления водозаборника к днищу судна. В гнездо болвана по линии разъема укладывался вал движителя с предварительно собранным на нем упорным подшипником (без резиновых сальников). С противоположной стороны на болван устанавливалась обечайка водозаборника с фланцем. На конец гребного вала с установленной на нем втулкой надевался спрямляющий аппарат с уже находящимся в его ступице резинометаллическим подшипником или установочной втулкой для центровки вала (потом он закреплялся болтами к фланцу обечайки водозаборника).
Перед выклейкой (формованием) поверхности болвана были сделаны ровными и гладкими (обработаны парафином), металлические детали обезжирены. Для формирования применялись стеклоткань марки АСТТ(6)С2 и эпоксидная смола ЭД-5. Комингс смотрового лючка вклеивался при формировании. Время полной полимеризации смолы составляло 60 часов при температуре +20о С.
Изложенный способ сборки и выклейки водозаборника не требует дополнительной подгонки деталей и центровки гребного вала.
Теоретический чертеж внутренней поверхности водозаборника водометной установки катера «Зефир»

Для подгонки и приварки лопаток к ступице и переднему фланцу был использован заранее изготовленный металлический кондуктор, который применяется также и в качестве приспособления для точной установки и приварке к фланцу и ступице спрямляющих лопаток. После сварки производиласьокончательная расточка фланца и ступицы под установку резино-металлического подшипника.
Для выклейки корпуса статора из отходов стеклоткани был сделан разборный дерево-металлический болван-кондуктор. Порядок работ был таким. В болван-кондуктор устанавливались
статор и задний фланец сопла и за­креплялись шпильками М6 На кром­ках лопаток, выступающих за преде­лы корпуса статора, напиливались зубья. Все щели на болван-кондук­торе заделывались, поверхности обрабатывались парафином, а металличе­ские детали обезжиривались. Затем выполнялось формование и одновре­менно устанавливались штуцера для отбора воды в систему охлаждения двигателя. Для армирования использовалась медная проволока диамет­ром 0.5—0,8 мм. После окончания полимеризации болван-кондуктор раз­бирался. Внутренние полости водозаборника и корпуса статора обрабаты­вались водостойкой шкуркой до полу­чения ровной и гладкой поверхности, а затем (после высыхания) были по­крыты двумя-тремя слоями эпоксид­ного лака.
Водометный движитель в сборе
Четырехлопастное рабочее колесо (ротор) диаметром 218 и шагом 225 мм сделано из латуни, диаметр его ступицы 100 мм, дисковое отно­шение 0,8—0,9.
Рулевое устройство водометной установки катера «Зефир»
Первоначально было установлено реверсивно-рулевое устройство конструкции Э. Клосса («Катера и Яхты», №5-1965 г.). Оно обеспечивало хорошую управляемость, в том числе на зад­нем ходу при малых оборотах, но за­метно снижало скорость катера на переднем ходу: скорость при числе оборотов двигателя 3000—3200 в минуту не превышала 26 км/ч. После замены этого устройства на другое — с несколько удлиненными створками и перекладкой руля до 45° катер стал двигаться значительно быстрее, разворачивается почти на месте.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
poseidonboat.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: