Е.Ф.Залевский, ‘Катера и Яхты’, №6-1976.
При разработке чертежей «Зефира» я ставил задачу – создать достаточно мореходный и комфортабельный 6-метровый катер с каютой. оборудованный водометным движителем. Корпусу катера пришлось придать несколько своеобразную форму – с притупленной носовой оконечностью и большим развалом бортов. Благодаря этому в каюте удалось разместить два стационарных спальных места (при необходимости можно оборудовать еще две койки). Имеются два небольших шкафа для одежды, в носовой части каюты (1,75Х1,65 м) сделаны всевозможные шкафчики для книг, инструмента и посуды, предусмотрены места хранения багажа и провизии, установлен съемный стол, за которым размещаются шесть человек.
Форпик длиной 1,25 м отделен от каюты водонепроницаемой дверцей. В открытом кокпите размером 1,0Х1.6 м расположен пульт управления катером. Кормовая часть катера занята моторным отсеком длиной 1,35 м.
Обводы носовой оконечности, на первый взгляд, кажутся сложными, но на самом деле листы фанеры толщиной до 5 мм легко ложатся на набор. При правильном раскрое на обшивку бортов и днища уходит всего 9 стандартных листов фанеры.
На испытаниях с одним водителем и полным запасом топлива катер «Зефир» показал скорость свыше 40 км/ч, а с двумя человеками на борту – 38 км/ч (число оборотов двигателя 3000-3200 в минуту). Высота волны во время этих испытаний была до 1 м.
При разработке движителя за основу были взяты чертежи водометов катера «Кама» («Катера и Яхты». №11-1967г.) и судового разъездного катера проекта 336. Для установки получившегося водомета требуется более короткий, чем на «Каме», моторный отсек.
Промежуточный вал – от коленчатого вала двигателя до вала движителя – изготовлен из укороченного карданного вала автомашины «Волга» (ГАЗ-21 — прим. ред.) и имеет по концам эластичные муфты. Эластичным звеном служит шайба толщиной 16 мм, вырезанная из резиново-тканевой ленты. Вал движителя крепится к полумуфте штифтом диаметром 8 мм, как и в конструкции водомета «Кама».
Упорный подшипник охлаждается забортной водой. Вместо подшипников №206 и 8206К, установленных на водомете «Камы», установлен подшипник № 46306 с латунным сепаратором. Такая конструкция упорного подшипника проверена многолетней эксплуатацией ленинградскими любителями и вполне себя оправдала.
Вал водомета стал короче на 197 мм. На конце его, обращенном к упорному подшипнику, сделана проточка для установки упорной втулки подшипника № 46306. Диаметр противоположного конца вала изменен с 22 (на «Каме») до 20 мм, а на торце на длине 16 мм нарезана резьба М10, на него насаживается втулка и закрепляется болтом с шайбой. Такая конструкция предохраняет вал от преждевременного износа и дает возможность применить стандартный резино-механический подшипник 30Х90 по ГОСТ 7199-54, что тоже немаловажно.
Все другие размеры (и допуски) вала, форма и размеры обтекателя, ступиц ротора и статора, внутренние размеры сопла. профиль и размеры лопаток – остались такими же. как на движителе катера «Кама».
Водозаборник выполнен из стеклоткани по деревянному болвану разборной конструкции. Сборка оснастки осуществлялась в следующем порядке. Болван. приготовленный к оклейке. устанавливался на гладкой доске размером 360Х750 с учетом возможности отгиба нижних фланцев шириной 50-60 мм для крепления водозаборника к днищу судна. В гнездо болвана по линии разъема укладывался вал движителя с предварительно собранным на нем упорным подшипником (без резиновых сальников). С противоположной стороны на болван устанавливалась обечайка водозаборника с фланцем. На конец гребного вала с установленной на нем втулкой надевался спрямляющий аппарат с уже находящимся в его ступице резинометаллическим подшипником или установочной втулкой для центровки вала (потом он закреплялся болтами к фланцу обечайки водозаборника).
Перед выклейкой (формованием) поверхности болвана были сделаны ровными и гладкими (обработаны парафином), металлические детали обезжирены. Для формирования применялись стеклоткань марки АСТТ(6)С2 и эпоксидная смола ЭД-5. Комингс смотрового лючка вклеивался при формировании. Время полной полимеризации смолы составляло 60 часов при температуре +20о С.
Изложенный способ сборки и выклейки водозаборника не требует дополнительной подгонки деталей и центровки гребного вала.
Для подгонки и приварки лопаток к ступице и переднему фланцу был использован заранее изготовленный металлический кондуктор, который применяется также и в качестве приспособления для точной установки и приварке к фланцу и ступице спрямляющих лопаток. После сварки производиласьокончательная расточка фланца и ступицы под установку резино-металлического подшипника.
Для выклейки корпуса статора из отходов стеклоткани был сделан разборный дерево-металлический болван-кондуктор. Порядок работ был таким. В болван-кондуктор устанавливались
статор и задний фланец сопла и закреплялись шпильками М6 На кромках лопаток, выступающих за пределы корпуса статора, напиливались зубья. Все щели на болван-кондукторе заделывались, поверхности обрабатывались парафином, а металлические детали обезжиривались. Затем выполнялось формование и одновременно устанавливались штуцера для отбора воды в систему охлаждения двигателя. Для армирования использовалась медная проволока диаметром 0.5—0,8 мм. После окончания полимеризации болван-кондуктор разбирался. Внутренние полости водозаборника и корпуса статора обрабатывались водостойкой шкуркой до получения ровной и гладкой поверхности, а затем (после высыхания) были покрыты двумя-тремя слоями эпоксидного лака.
Четырехлопастное рабочее колесо (ротор) диаметром 218 и шагом 225 мм сделано из латуни, диаметр его ступицы 100 мм, дисковое отношение 0,8—0,9.
Первоначально было установлено реверсивно-рулевое устройство конструкции Э. Клосса («Катера и Яхты», №5-1965 г.). Оно обеспечивало хорошую управляемость, в том числе на заднем ходу при малых оборотах, но заметно снижало скорость катера на переднем ходу: скорость при числе оборотов двигателя 3000—3200 в минуту не превышала 26 км/ч. После замены этого устройства на другое — с несколько удлиненными створками и перекладкой руля до 45° катер стал двигаться значительно быстрее, разворачивается почти на месте.