Южанка серии ( 1, 2 )

Лодка Южанка — слегка видоизмененная версия Казанки—М, идентична с ней по строению и техническим характеристикам. Это глиссер с малой килеватостью, средними ходовыми показателями и прочным, неубиваемым корпусом. Главная особенность — були с достаточно большим воздушным объемом. Рекомендуемая мощность двигателя — не более 25 л. с. Так как мореходностью плавсредство похвастаться не может, следует использовать его для рыбалки, охоты, непродолжительных прогулок и служебных нужд на территории озер, рек, водохранилищ.

Модификация 2 — принципиально другая, с иными обводами, характеристиками, гидродинамическими качествами. Она более быстрая, маневренная, остойчива. Не боится морских акваторий и выдерживает большее волнение. Область применения данного судна существенно расширилась: стали осуществимы морские поездки, рыбалки, но только при спокойной, маловетренной погоде.

Достоинства

  • Вышеперечисленные модели объединяет их долговечность в эксплуатации. Дошедшие до нынешних дней экземпляры редко имеют проржавевшее насквозь дно, течи. Причиной этому служит прочная обшивка корпуса и сборка на совесть
  • Киль идет от форштевня до самой кормы, улучшая мореходность моторки
  • И первая, и вторая версии обладают неплохой остойчивостью на стоянке и при движении. У последней ход мягче
  • Система хранения вещей хорошо продумана и вместительна
  • Простота в управлении
  • Невысокая стоимость при покупке и в обслуживании
  • Отличная пассажировместимость
  • Основной упор разработчиков судна пришелся на свойства непотопляемости, их сделали сильнее, чем у Казанки и подобных моделей
  • Материалом версии 2 стал сплав АМг, который не подвержен корродирующему воздействию морской воды

Недостатки

  • Низкий уровень комфорта: жесткие сиденья, скупая комплектация. Однако, при желании все недостающее можно приобрести и установить
  • При выходе в режим глиссирования модификация 1 начинает дельфинировать, ударяясь дном о воду. Это приводит к преждевременному изнашиванию конструкции, деформированию заклепок
  • Непереносимость волнения более 2 баллов создает неудобства владельцам: совершать поездки следует либо в штиль, либо следить за прогнозом погоды относительно ветра

История и цели создания

Монополия и широкое распространение Казанок по всей территории Советского Союза показали невероятный спрос на данную продукцию. Однако, было также много пожеланий потребителей несколько модернизировать ее и убрать существующие недостатки. Решить возникшую проблему вызвалась команда конструкторов Черноморского судостроительного завода, во главе которой находился инженер Г. Г. Меньков.

Были внесены следующие изменения:

  • увеличен вес
  • установлены були

Благодаря этим доработкам характеристики мотосудна улучшились в разы: клиновидные наделки по бортам снизили забрызгивание салона, заливание транца, повысили остойчивость и безопасность плавсредства при затоплении. Так появилась серийная модель 1, а любители прогулок и рыбалки получили недорогое надежное плавсредство. Проект был воплощен в жизнь в 1969 году. Производство всей серии происходило до 1978 года. Вскоре, после появления ее на прилавках магазинов, завод Горбунова выпустил почти полный аналог — Казанку—М. Разница была лишь в некоторых декоративных элементах и наличии у последней реданов.

Фото лодки Южанка:

Лодка Южанка Лодка Южанка Лодка Южанка Лодка Южанка Лодка Южанка Лодка Южанка Лодка Южанка Лодка Южанка Лодка Южанка Лодка Южанка Лодка Южанка Лодка Южанка Лодка Южанка Лодка Южанка Лодка Южанка Лодка Южанка Лодка Южанка Лодка Южанка Лодка Южанка Лодка Южанка Лодка Южанка Лодка Южанка Лодка Южанка

С 1978 г. на смену пришла Южанка—2. Концепция ее заключалась в кардинальной смене дизайна, строения и устранении всех замеченных недостатков. Характеристики лодки из серии Южанка также подверглись тщательному пересмотру: ПМ стал мощнее, длина уменьшилась на 40 см, угол килеватости почти достиг показателя Днепра и в весе прибавилось 7 кг. Внешний облик изменился до неузнаваемости. Материал изделия — АМг5М. Первая версия 2 была продемонстрирована на соревнованиях КиЯ в 1978 г., где были отмечены ее стандартное для глиссеров исполнение и обычные для него качества.

Таблица характеристик

‘1’ ‘2’
Длина наибольшая, м 4,63 4,2
Ширина наибольшая, м 1,6 1,65
Высота борта на миделе, м 0,65
Осадка при загрузке 400 кг, м 0,15
Высота борта над водой (средняя), м 0,37
Высота транца, м 0,38
Угол килеватости днища на транце
Объем отсеков плавучести, л 365
Масса без ПМ, кг 145 152
Масса с тентом и ДУ (без ПМ), кг 161
Пассажировместимость, чел. 4—5 4
Грузоподъемность, кг 400 400
Допустимая мощность мотора, л. с. 25 30
Материал конструкции Д1 АМг5М

Видео лодки Южанка:

Внешний вид и особенности конструкции

1

Конструкция цельнометаллической модели выполнена из дюралюминиевого сплава, толщиной от 1 мм в области дна до 1,5—1,8 мм в остальных частях. Швы уплотнены герметичной лентой, защищающей от протечек. Остроскулые обводы от палубы к корме сходят на нет. Киль проходит вдоль днища до транца, реданов нет. Запалубленный форпик имеет люк, под которым находится водонепроницаемый отсек. От кокпита он отделен перегородкой, не пропускающей через себя воду. Под торпедой расположено небольшое багажное отделение с запирающейся дверцей.

Обитаемое пространство достаточно просторное, на 2 деревянных банкетках и водительском сиденье могут разместиться до 5 человек. Под ногами проложены решетчатые слани. В боковых стенках моторки во вместительных нишах помещается много клади и различных мелочей. Ветровое стекло у нее разделено профилем на 2 части. Подмоторный отсек рассчитан на один ПМ, не имеет рецесса. Смешанная система набора включает в себя: 2 герметичные переборки, шпангоуты и ребра жесткости. Внизу есть сливное отверстие. Главная отличительная особенность — сварные були, начинающиеся на расстоянии 2,7 м от транца.

Изначально эти детали внутри полые, заполненные воздухом. Вмещают в себя 52 л. Крепятся к поверхности при помощи заклепок. В инструкции отмечалось, что в случае заполнения их полистиролом кормовой запас плавучести не нужен. Накладки не только обеспечивают непотопляемость судна в задней половине, но и существенно улучшают его ход и позволили конструкторам оставить кокпит довольно широким: по палубе без булей — 1,24 м (для 2 пассажиров показатель нормальный), в то время, как в транце с ними показатель уже — 1,57 м.

Сравнивая Казанку и схожую с ней Южанку, вторая выигрывает по таким параметрам, как непотопляемость, остойчивость и долгосрочность в эксплуатации.

Сравнительная таблица лодок Южанка и Казанка

Сравнительная таблица лодок Южанка и Казанка

2

табличка ( шильдик ) лодки Южанка 2

Технические характеристики модификации Южанка—2 уже несколько иные за счет другого сплава — АМг5М и конструктивных особенностей. Указанный металл известен тем, что не корродирует в соленой воде и немного тяжелее Д1. Соответственно, моторка приобрела способность осваивать морские просторы. Но технологией соединения так и осталось заклепывание. Такое сочетание встречается очень редко и помогает отличить вторую версию от ей подобных. Показатели толщины:

Часть конструкции мм
Днище 2
Борт и палуба 1,5
Набор 2

По дизайну 2 очень похожа на Днепр внешне: высокая килеватость, остроскулые обводы, то же сочетание алюминия и клепки, объемные выштампованные ребра жесткости на палубе, по бокам, даже на кормовых отсеках. Несходство состоит в том, что выпускница Черноморского завода короче на 20, но шире на 5 см, дно не так сильно килевато (не 14,5 а 8 градусов) и легче аж на 38 кг. При этом грузоподъемность и пассажировместимость остались такими же. Корпус имеет гермоотсек в форпике, но без бомболюка.

Доступ к нему находится под торпедой, через рундук, к сожалению маленький и неудобный. Форштевень литой, выдерживает жесткие удары и идет до кормы, чем помогает судну удерживать курс. Кокпит очень вместительный, в бортовых поверхностях размещено множество полочек. Есть большой кормовой рундук, в котором помещаются и топливные емкости, и помпа, и запас плавучести. Помимо того, инструменты и кладь можно положить под сиденья.Аккуратный рецесс самоотливной формы, удачно препятствует заливанию брызгами с кормы, прочный, оборудован кницами.

Южанка 2 Южанка 2 Южанка 2 Южанка 2 Южанка 2 Южанка 2 Южанка 2 Южанка 2 Южанка 2 Южанка 2 Южанка 2 Южанка 2 Южанка 2 Южанка 2

Поверхность пола наклонена под ощутимым углом, поэтому ровно постелить пайолы нет возможности, необходим переход от середины к бокам. Во внутреннем пространстве располагаются 4 пассажира: по 2 спереди и сзади, на жестком поперечном переднем сиденье и кормовом рундуке. Лобовое стекло на заводе устанавливали из 2 половин, соединенных металлическим профилем. Блоки плавучести располагались под палубой, в носу и корме, сделаны из пенопласта и съедали меньше полезного места, чем у прототипа.

Схема

схематический рисунок лодки Южанка

схематический рисунок лодки Южанка

схематический рисунок лодки Южанка 2

Оборудование и комплектация

В заводской сборке присутствовало лишь самое необходимое оборудование, включающее в себя:

  • корпус с рымом носовым, утками швартовными
  • деревянный настил — 1 комплект
  • 2 кресла с откидными спинками
  • 1 сиденье водителя
  • 2 весла с уключинами
  • 1 ветровое стекло с крепежом
  • ремонтная аптечка: лист Д1, 60 заклепок, тиоколовая лента

К дополнительному оснащению относились тент и ДУ для Вихря. 2 дополнялась линем спасательным и черпаком.

Обитаемость

Чем хороша рассматриваемая модель — в ней много полезного места. Отделы для размещения всего необходимого багажа есть в форпике, нишах по бокам кокпита и под удобным рундуком. Также, инструменты можно поместить под банкой, в шаговой доступности от руля. Первый серийный представитель вмещает на борт до 5 пассажиров: сзади находится кормовой жесткий диван, посредине поперечная банкетка и спереди банка–сиденье капитана.

Второй не обладал одинарным посадочным местом. Все пассажирские места стационарные, не имеют свойство раскладываться для ночлега. Поэтому, в заводском паспорте не рекомендуются длительные туристические походы: спать в пути будет негде. Ветровое стекло идет от края до края, высота его достаточная, чтоб сидящих спереди не заливало водой. ДУ мотором присутствовало в комплекте не всегда, как и тент.

Перевозка лодки

Габариты и вес моторки достаточно небольшие, чтоб с ее транспортировкой и выгрузкой на воду справились 1—2 человека. Прицеп должен соответствовать параметрам, иметь зарегистрированный номер. Родных тентов уже, наверное, невозможно найти в продаже. Но сегодня несложно заказать под точные размеры любую модель.

Непотопляемость

Если сравнивать эти две моторки с Казанкой и Днепром, свойство непотопляемости у черноморской продукции лучше. Були первой версии, заполненные воздухом, увеличили ее возможность выдерживать нагрузки, а также остойчивость стояночную и ходовую. Во время проведенных испытаний, судно не переворачивалось даже в том случае, когда 4 пассажира становились с одного края. Причем над водой оставалось еще 5,5 см боковых стенок.

Заполненное доверху водой, плавсредство оставалось на плаву в ровном положении вследствие выталкивающей функции булей. Три человека при этом могут безбоязненно держаться за нее. 2 обладает превосходной остойчивостью на ходу из–за того, что у нее, как у Днепра, плоско–килеватые обводы. Запас непотопляемости позволяет ей не только удерживаться на плаву, но и держаться находящимся в воде 4 пассажирам. Такой результат обеспечивают блоки из пенопласта, расположенные под палубой, в носовой части и в кормовых отсеках.

Ходовые качества

Сравнивая Казанку и Южанку, гидродинамические свойства у них приблизительно одинаковы. Но клиновидные бортовые наделки способствуют большей маневренности, управляемости. Ветер и небольшая волна не являются непреодолимым препятствием, сидящие внутри не забрызгиваются. Моторная лодка 2 имеет форму дна, которая хорошо справляется с волной до 50 см, мягко идет по водной поверхности и легко выходит в глиссаж.

Таблица скоростей

‘1’ Наименование ПМ Кол–во двигателей, шт. Загрузка, кг Скорость, км/ч
1 90 34
1 185 32
1 260 29
1 345 26
Tohatsu (Nissan) 18 1 90 48
1 175 38
1 260 34
1 345 31
1 430 27
Yamaha 30 2,08 1 90 48
1 185 42
1 270 41
1 355 40
‘2’
Honda BF50 1 120 58
Mercury 40 1 120 51
Suzuki DT30 1 270 37
Yamaha 30 2,08 1 230 40–43
Yamaha 40 1,84 1 120 52–55
Yamaha 40 2,0 1 250 43–48
1 280 55
1 370 47

Под мотором

Максимальная допустимая мощность представленных моделей 25—30 л. с. Но надежность и прочность остова мотобота и его транца свидетельствуют о том, что он легко потянет и 40 л. с. При исследованиях скоростных качеств 1 инженеры выяснили, что под Вихрем с двумя людьми глиссер достигает 34, а с пятью — 26 км/ч. С Москвой соответственно — 20 и 12 км/ч.

Под веслами

Весла в комплекте шли с уключинами и подуключинами, удобно располагались по бокам.

На волне

1 в силу днищевых форм обладала жестким ходом на больших скоростях, волнение до 2 баллов для нее не опасно. Морские акватории ей запрещены, как и поездки дальше 1,5 км от суши.

Днище Южанки—2 не боится волн до полуметра, она хорошо справляется с ветренной погодой и может отходить от берега на 3 км. Легко и мягко всходит на волну, а также управляется без особых проблем.

Цены

Цена лодки “Южанка” на Авито и других ресурсах в нижней ценовой категории составляет 35, 45, 60, 99 тысяч рублей. Наивысшая стоимость данной моторки колеблется в пределах 300—380 тысяч рублей. Продажа б/у суден этой серии на Авито малочисленна, что свидетельствует о нежелании расставаться с ними их хозяев.

Отзывы

Отзывы на многочисленных форумах обладателей этого катера в основном положительные. Ценной, по их мнению, является прочность корпуса, длительный срок использования, маневренность и вместительность. Наравне с владельцами “Казанок” они жалуются на ходовые качества, низкие борта, заливание на полной скорости и потенциально слабое днище из–за ударов о воду. Но невысокая цена и малый расход топлива для многих становится решающим фактором при выборе собственного мототранспорта.

Тюнинг

Тюнинг моторки под номером 2, как правило, заключается в:

  • усилении двигателя ( очень крепкий подмоторный отсек позволяет поставить такой агрегат без переделок)
  • установке бомболюка для удобного доступа к гермоотсеку и багажнику
  • повышении комфортабельности кокпита и установке тента
  • прикреплении каюты
  • монтаже двух консолей

Первая версия нуждается в замене рулевого управления, монтаже самоотливного рецесса, замене заводского ветрового стекла на новое с калиткой, установке мягких сидений.

Заключение

Данный мотобот в обеих вариациях надежен, безопасен и гарантированно прослужит своему обладателю не один десяток лет. Конструкторы вложили в него свою душу и максимум усилий для того, чтобы он был выполнен качественно и имел лучшие характеристики.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
poseidonboat.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: