Лодочный мотор «Салют» был результатом возросшей необходимости в лёгких подвесных двигателях, которые были бы более практичны, чем мотор «Стрела». Для байдарок и небольших разборных судов было нелегко устанавливать на борт «Стрелу» весом в 24 кг, а добавить сюда ещё горючее, то ноша будет весьма тяжёлой. Московский завод увидел необходимость в комплектации байдарок разборного типа собственного производства лёгким мотором и принялся за изготовление «Салюта».
Общее описание
Группа поршней на моторе «Салют» была взята из активно распространяемого двигателя для велосипедов – Д-5. Мощность стояла явно не на первом месте, так как мотор на лодку «Салют» получился мощностью всего 2 л. с., зато в 2 раза легче предыдущей линейки, вес 12 кг. Даже с учётом невысокой мощности любители водных прогулок и рыбалки заинтересовались моделью.
К сожалению, достоинств у конструкции было не слишком много, среди основных:
- лёгкий вес,
- насос, работающий по бесконтактной методике. В его основе использовалась крыльчатка из пластика,
- в центральной части расположилась кнопка выключения «Стоп»,
- простота и скорость ремонта.
Было выявлено значительно больше недостатков, часть из них может самостоятельно устраняться, а с остальными придётся мириться.
Из минусов:
- значительные уровни вибрации, а она вредная не только для лодки, но и для здоровья человека, а также отпугивает рыбу,
- в основе запуска лежало магнето типа МГ-103, но оно не могло создать условия для стабильного пуска. Необходимость модернизации системы зажигания привело к появлению лодочного мотора «Салют-М», а затем и «Салют-Э»,
- в поддоне имеются большие высверленные отверстия, они не были препятствиями для проникновения волны в систему зажигания и в карбюратор. Подобная конструкция привела к высвобождению большого уровня шума,
- система охлаждения использует воду за бортом, которая берётся через отверстия спереди дейдвуда со стороны встречного движения. Это провоцирует частое проникновение песка (при цеплянии за мелководье), в отдельных случаях наступают повреждения крыльчатки,
- минимальное количество топлива, его достаточно всего для 1,5-2 часов функционирования. Даже дозаправка нередко вызывала трудности, так как горловина была небольшой, на ходу заправить крайне сложно,
- лопасти гребного винта имели специфическую форму со значительной стреловидностью. Конструкция удачна в отношении водорослей, они практически не наматываются, но получился низкий КПД. Только в начале 2000-х годов был запушен выпуск моторов «Салют» на 2 л. с. с 3 лопастями, но это был сторонний производитель.
Завод учёл наличие недостатков конструкции и занялся модернизацией имеющегося агрегата. Активные разработки привели к созданию «Салюта-М». Дальнейшим кардинальным изменением было укомплектование мотора дейдвудом складного типа, такой двигатель стал называться «Спутник».
В большей мере лодочный мотор «Салют-М» на 2 л. с. стал отличаться конструкцией системы зажигания, теперь устанавливается МС-1. Некоторым пользователям она может быть знакома с МН-1, которая используется в моторе Нептун. Сходными деталями (они заменяемые) стали:
- конденсаторы,
- система прерывателя,
- трансформатор ТЛМ-1.
После переработки старт на «Салюте» стал более устойчивым и качественным, запуск выполнялся чаще всего с 1-2 тычков. Жалобы все равно остались, хоть уже и в меньшей мере.
Ближе к концу 70-х годов была разработана новая система МБ-1, она используется для бензопил типа «Дружба» и «Урал», её переняли и разработчики мотора. Так появился лодочный мотор «Салют-Э». Без изменения конструкции маховика не удавалось установить новую систему зажигания, и было принято решение об уменьшении его размера и веса. Мотор «Салют-Э» стал на полкилограмма легче предыдущей модели. Вариант со складным типом «ноги» стал называться: лодочный мотор «Салют-ЭС».
После обновления долгое время «Салюты» не были в массовом производстве, а появились только в 1983 году. Старт действительно стал более лёгким, но опытное использование конструкции системы зажигания показало неудачное расположение деталей между собой. С течением времени магниты, располагающиеся на маховике, начали размагничивать друг друга, соответственно, искрообразование снова становилось плохим.
Отдельно отмечается ненадёжность получения искры, так как часто выходил из строя тиристор КУ202М без специального кожуха. Зато заменить зажигание было несложно с помощью запчастей от электропил.
Череда неудач привела к появлению модели лодочного мотора «Салют-3», его особенностью стало использование бака для топлива внутри двигателя объёмом 3 л, а также складная конструкция дейдвуда. Она появилась в 1969 году.
В отношении внешнего вида и габаритов характеристики лодочного мотора «Салют-3» соответствуют изначальной модели, но изменения существенны, хоть и малозаметны:
- увеличена мощность мотора до 2,5 л. с.,
- повышение уровня сжатия с 5,7 до 7,2,
- улучшена система наполнения цилиндра, следовательно, была улучшена тяга на швартовах,
- продлена автономность работы до 3 часов (бак 3 л),
- несъёмная конструкция капота, люк просто откидывается, это облегчает эксплуатацию,
- усовершенствованы стабильность и качество питания,
- изменения коснулись механизма пуска, так как прежний самоубирающийся трос требовал точной подгонки деталей, теперь система перенесена вниз, это значительно удобнее и надёжнее,
- улучшения коснулись метода закрепления мотора и устройства обеспечения угловой фиксации к транцу. Ранее использовался неудобный болт, теперь устройство оригинальное и простое в использовании,
- конструкция румпеля изменена для возможности откидывания на пол-оборота, это важно при реверсивном движении,
- характеристики лодочного мотора «Салют-3» изменились в отношении уровня шума и вибрации, теперь снижено количество неудобств,
- «нога» может складываться, это облегчает транспортировку двигателя.
Практически неизвестный «Салют-4» был изготовлен в 1972 году, у него увеличена мощность до 2,5 л. с., дейдвуд может собираться. Значительно позже (в 1986 году) появился лодочный мотор «Салют-2С(Э)», который работает от внешнего бака и имеет складывающийся дейдвуд. Последние модели не поступили в массовую продажу, существуют лишь отдельные экземпляры лодочных моторов «Салют-2Э».
Технические характеристики мотора «Салют-2»
Среди основных параметров:
- мощность – 2 л. с.,
- количество тактов – 2,
- объём камеры – 45 см3,
- цилиндры – 1 шт.,
- вращение – 5000 об./мин.,
- диаметр поршня – 38 мм,
- величина хода – 40 мм,
- ёмкость бака с топливом – 2 л, он строен,
- метод направления – румпель,
- способ запуска – вручную,
- потребление горючего – 1 л/час,
- используемое топливо – АИ-76,
- масса – 11,5 кг
Технические характеристики мотора «Салют-2Э»
Мотор «Салют-2Э» используется в качестве подвесного движителя на надувных лодках. Используется для водоизмещающего движения. Популярен для непродолжительных путешествий на рыбалку, отдых и охоту. Благодаря небольшим габаритам, лодочный мотор «Салют-2Э» может транспортироваться вручную. Ранее длина составляла 887 мм, теперь складная нога может уменьшаться до 327 мм. Для переноски в комплекте поставки присутствует специальный рюкзак.
Модель пользуется спросом благодаря электронному типу зажигания и простоте транспортировки, а в остальном полностью соответствует «Салюту-2». Лучший способ наглядно изучить действие лодочного мотора «Салют-2Э» – это изучить видео-обзор.
Технические характеристики мотора «Салют-3»
Многие характеристики лодочного мотора «Салют-3» оказались удачными:
- мощность – 2,5 л. с.,
- количество тактов – 2,
- объём камеры – 45 см3,
- цилиндры – 1 шт.,
- ёмкость бака с топливом – встроенный на 3 л,
- метод направления – румпель,
- способ запуска – вручную,
- потребление горючего – 1 л/час.
Технические характеристики мотора «Салют-ЭС»
Характеристики лодочного мотора «Салют-Э» и «Салют-ЭС» не отличаются ничем, кроме складного дейдвуда:
- мощность – 2 л. с.,
- количество тактов – 2,
- объём камеры – 45 см3,
- цилиндры – 1 шт.,
- вращение – 5000 об./мин.,
- диаметр поршня – 38 мм,
- величина хода – 40 мм,
- ёмкость бака с топливом – 2 л,
- метод направления – румпель,
- способ запуска – вручную,
- потребление горючего – 1 л/час,
- используемое топливо – А-72, А-76 с добавлением масла М-8В и М-8А из соотношения 25 к 1,
- смазка – смесью топлива,
- размер и диаметр винта – 140 и 118 мм,
- высотность транца – 0,38 м,
- масса – 11,5 кг,
- габариты – 870х570х310 мм.
Технические характеристики мотора «Салют-Э»
Параметры конструкции не имеют отличий от предыдущей модели, кроме оговоренной складной ноги.
Отзывы владельцев
Сегодня существуют и относительно новые моторы «Салют-Э» с позитивными отзывами, но в отношении старых моделей нередко отмечается негативное впечатление из-за характерных проблем.
Отзывы о лодочном моторе «Салют-Э»:
Алексей:
«Лично пользовался некоторое время мотором, но это „чудо техники“ сложно перенести долго. Он в 3 раза больше современного импортного аналога, шумит, как „Запорожец“, а порой сложно завести. С другой стороны, цена сильно привлекает, при готовности потерпеть можно сэкономить порядка 5 тыс. рублей и купить „Салют“, иногда практически бесплатно отдают».
Максим:
«Для охоты, рыбалки и даже небольшого путешествия „Салют-Э“ вполне хороший, но подходит только для владельца с невысокой требовательностью к комфорту. Уже свыше 2 лет пользуюсь, даже устанавливал на «Крым», он полностью помещается в моторный отсек. Качество изготовления значительно лучше остальных вариантов из СССР».
Дмитрий:
«Высокая шумность появилась вследствие недостатка охлаждения выхлопа. Для снижения уровня шума стоит сделать 2 дырочки в газопрёмнике, воды поступает больше, а она будет глушить шум. Немаловажным преимуществом являются и унифицированные запчасти, которые подходят с мопедов той эпохи. Его использовать можно бессрочно, только нужно проводить минимальные поддерживающие процедуры».