Обзор лодочных моторов Вихрь

В начале 60 годов на Куйбышевском мотостроительном заводе имени Фрунзе началась разработка мотора. Новая модель, которая должна была затмить лодочный мотор «Стрела», практически полностью копировал зарубежный «Кенинг».

Впервые мотор «Вихрь» появился на прилавках магазинов в 1965 г. Они обрели популярность, даже несмотря на то, что вместо 20 л. с. развивали 17 л. с.

За все время, завод выпустил 3 серии моторов: «Вихрь 20», «Вихрь 25», «Вихрь 30», также были разработаны 3 пробные модели с мощностью 40, 45 и 60 л. с. «Вихрь» обладает двухтактным карбюраторным двигателем с 2 цилиндрами. Через насос-дозатор происходит охлаждение забортной водой.

Запускается мотор с помощью ручного стартера. Связь между редуктором и двигателем осуществляется посредством дейдвудной трубы.

Редуктор одноступенчатый, конический, реверсивный. Мотор оснащен трехлопастным гребневым винтом.

Самое слабое место этих моделей – демпфер и срезная шпонка, с их помощью к винту передается вращение от выходного вала. При механическом повреждении шпонка срезается, что защищает запчасти от поломки.

Мотор «Вихрь»

Впервые мотор «Вихрь» появился на прилавках магазинов в 1965 г.

Управление можно осуществлять 2 способами: дистанционно, посредством румпеля. Переносной топливный бак вмещает 22 л горючего.

Для подзарядки аккумуляторов используется генератор, мощностью 30 Вт и с напряжением 12 В.

Завод выпускал моторы марки «Вихрь» в течение 45 лет (с 1965 по 2010). Эти моторы являлись одними из самых массовых. Достигая высоких скоростей, они нашли свое применение на разных типах лодок.

Эти лодки должны были отвечать некоторым требованиям:

  • масса до 120 кг,
  • высота торца не более 405 мм.

Мотор может быть использован на различных водоемах – как на пресных, так и на соленых. Глубина должны быть более 80 см.

Достоинства моторов «Вихрь»:

  • мощность,
  • низкая стоимость, по сравнению с аналогичными зарубежными моделями,
  • высокая ремонтопригодность в любых условиях, при условии наличия минимума инструментов,
  • доступность запчастей.

Но «Вихрь» имеет и немало недостатков:

  • шум, при работе (можно снизить, используя на внутренней стороне, звукоизоляционные материалы),
  • невозможность поддержания в двигателе постоянного теплового режима, из-за отсутствия в системе охлаждения термостата,

Мотор Вихрь-30

Лодочный мотор Вихрь-30
  • невысокий КПД гребневого винта, из-за наличия небольшого зазора между корпусом редуктора и лопастями винта. Для повышения этого параметра необходимо выполнить полировку винта,
  • неподходящие для большей части лодок параметры гребневого винта,
  • высокое гидродинамическое сопротивление подводной части,
  • невозможность использования винтов зарубежных марок за счет разности в системах крепления,
  • золотниковое устройство ненадежно,
  • регулировка карбюратора осуществляется с затруднениями,
  • отсутствие возможности фиксации муфты сцепления во время свободного хода (из-за неудобного реверса) может привести к аварии,
  • используемые в редукторе подшипники скольжения имеют короткий срок службы,
  • гидродинамический момент (приводит к статическому усилию в румпеле, который стремится развернуть мотор) возникает в результате неудачного положения большого выхлопного патрубка.

Технические характеристики «Вихрь 20»

Продувка у этой модели дефлекторная. Диаметр цилиндров – 67 мм, рабочий объем 420 см3. Мощность двигателя составляет от 17 до 20 л. с. При установке мотора «Вихрь 20» на стандартную лодку, ее скорость с 2 пассажирами равна 40–45 км/час, с пятью – 35 км/ч.

Показатель потребления топлива колеблется от 9 до 11 л/час. Топливная смесь стандартная, состоит из масла и бензина в соотношении 50:1. При использовании чистого бензина возможна скорая поломка.

Масса мотора составляет 48 кг.

Характеристики «Вихрь 20»

Технические характеристики «Вихрь 20»

Технические характеристики «Вихрь 25»

«Вихрь 25» был выпущен в 1971 году, имеет то же диаметр цилиндров и рабочий объем, что и его предшественник. Эта модель снабжена трехканальной возвратно-петлевой продувкой.

Мощность двигателя 25 л. с. Скорость с 2 пассажирами 30,2 км/час, при полной загруженности 18,5 км/ч. За 1 час эксплуатации мотора расходуется 9–10 л топлива. Топливная смесь: масло и бензин (1:25). Масса мотора до 48 кг.

Технические характеристики «Вихрь 30»

Ее выпуск стартовал в 70-х годах. Как и «Вихрь 25», эта модель имеет трехканальную возвратно-петлевую продувку. Она оснащена настроенным выхлопом. Диаметр цилиндра составляет 72 мм, объем 733 см3.

Мощность – 30 л. с. Скорость с 2 людьми на борту 30–32 км/час, при полной загруженности – 20 км/ч. Расход топливной смеси 10,5 кг/ч.

Необходимое топливо имеет соотношение масла и бензина 1:20. Сухая масса мотора 45–50 кг.

Технические характеристики «Вихрь 40»

В 1975 году был выпущен «Вихрь 40». Это двухтактная, двухцилиндровая модель с объемом цилиндров 660 см3. Максимальная мощность составляет 40 л. с. Сухой вес мотора, достаточно велик, 56 кг.

Характеристики мотора «Вихрь 40»

Технические характеристики «Вихрь 40»

Технические характеристики «Вихрь 45»

Модель «Вихрь 45» разработали, стандартизуя детали с более ранними моделями: «Вихрь 25, 30». В 1983 году мотор «Вихрь 45» прошел все необходимые испытания и поступил в продажу.

Двигатель этой модели имеет 3 цилиндра с возвратно-петлевой продувкой. Диаметр цилиндра, как и у «Вихрь 30», – 72 мм, объем 733 см3.

Показатель максимальной мощности колеблется в пределах 45–47 л. с. За 1 час расходуется до 13 л горючего. Мотор может работать на доступных, недорогих топливных смесях. Масса составляет 62–65 кг.

Технические характеристики «Вихрь 60»

Эта модель сходна с «Вихрем 40», однако рабочий объем за счет установки дополнительного цилиндра увеличен на 1/3. Максимальная мощность 60 л. с.

Отзывы

Олег:

После эксплуатации лодочного мотора «Вихрь 30» чувство осталось непонятное. С одной стороны, хорошая цена как на мотор, так и на его детали (которые несложно найти). С другой стороны, высокий расход топлива, по моим подсчетам более 10% уходит в воду. Нельзя сказать, что эта модель надежна, так как часто сталкивался с обрезанием шпонки гребного винта, которую менял прямо на месте.

Григорий:

За время пользования мотором «Вихрь 30» было обнаружено больше недостатков, чем достоинств. Неудачная система зажигания. Провода контактируют с маслом из-за того, что тянутся по всей площади. Это приводит к тому, что мотор часто глохнет. Были обнаружены сбои в работе кнопки «стоп». Система охлаждения не справляется со своей задачей. Порадовала только цена.

Сергей:

Подарили «Вихрь 25» на день рождения. Эксплуатирую уже несколько лет. Могу сказать, что меня порадовала простота ремонта и доступность деталей. Однако громкий шум, большой расход топлива и частые поломки убивают хорошее впечатление.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
poseidonboat.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: