Идея собрать комплект надувная лодка + мотор для рыбалки, охоты и туризма была у меня давно. Но как это обычно бывает, то времени нет, то ресурсов не хватает, то корова опоросилась, то кошка отелилась. В общем все как то руки не доходили. Нет, небольшая моторно-гребная надувная лодка из ткани ПВХ 280 см. длиной и мотор 3.5 силы были у меня давно. Но душа ведь всегда просит чего-то большего. Хочется, чтобы ветер и брызги в лицо! В общем, посидел я недолго (с полчаса где-то) после этого разговора, подумал, все взвесил и&hellip, решился на подвесной двухтактный мотор Парус 9.9.
Да и то расстояние, что на трешке проходишь за час долететь за 10 минут это тоже немаловажно. Впрочем, транцевая лодка из ПВХ с жестким дном длиной 350 см. с незапамятных времен тоже лежала в кладовке, как рукотворный памятник самой себе. Нет, конечно пару раз я предпринимал попытки поставить на неё малосильный двигатель но ничего кроме разочарования эти телодвижения не приносили. В свое время к вопросу выбора надувной лодки под мотор я подошел весьма серьезно.
Так, опытным путем было выяснено, что оптимальный размер лежит между 340 и 360 см длины. В меньшей находится а уж тем более рыбачить вдвоем просто неудобно ну а если размер больше, то возникают сложности в сборке разборке, проблемы с тасканием лишнего веса да и в сложенном виде такая лодка поместится в багажник не каждого автомобиля. И если еще несколько лет назад вопрос выбора производителя лодок ПВХ был еще актуален, то к настоящему времени об этой стороне вопроса можно не задумываться качество у всех примерно одинаковое а что-то новое в этом сегменте все еще не придумано. Вопрос только в дополнительных опциях, да и то он не всегда актуален.
Но если с лодкой все более менее понятно, то с мотором, а точнее с его выбором возникли некоторые сложности. На лодку такого размера можно ставить мотор до 25 л.с. (по паспорту), но излишняя мощность двигателя на надувной лодке не всегда является необходимостью. Более того может быть просто опасна, особенно на крупных водоемах и во время волнения. Одно неверное движение и лодка может встать на свечку с почти 100% гарантированным переворотом. Свой выбор по мощности двигателя я остановил на двухтактном двигателе мощностью в пределах 8 15 л.с. Во-первых этой мощности вполне хватает чтобы комфортно чувствовать себя на воде а во-вторых эти двигатели обладают относительно небольшим весом, что позволяет поднимать их одному человеку. Так же согласно действующему положению надувная лодка с подвесным мотором до 10 л.с. не подлежит регистрации в ГИМС, что так же является некоторым преимуществом. Так что же выбрать?
- К именитым маркам подойти сложно, так как ценник на них непомерно завышен, отечественное моторостроение приказало долго жить уже много лет назад, а б/у брать не хочется, так как просто так лодочные моторы никто не продает и брать эдакого кота в мешке не хочется. Но как говорится как веревочка не вейся всё равно совьется в круг. Несколько лет тому назад по случаю мне удалось прикупить чудо китайского моторостроения подвесной лодочный мотор Парус 3.5, о котором я уже писал в прошлых номерах журнала.
- Зверек оказался забавным, но надо отдать ему должное надежным и неприхотливым в эксплуатации (кроме стартера там это расходный узел). И тут меня посетила мысль если китайцы уже добрались до производства автомобилей, квадроциклов, плюшевых игрушек и прочей электроники, то неужели же они не делают чего-то более существенного и в лодочном секторе? Тем более что давно известно, что многие узлы для самых известных марок, занимающихся производством ПЛМ уже давно и успешно делаются именно в Китае. Первый же запрос в поисковике китайские лодочные моторы выдал искомое.
- Делают в Поднебесной такие моторы выбирай не хочу. Ну а так как один Парус у меня уже есть и в принципе никаких нареканий к нему нет, то и решил посмотреть моторы именно этой марки. Сначала в интернете посмотрел ценник порадовало. Потом почитал отзывы негатива мало. Связался с менеджером компании, которая эти моторы привозит в Россию. На вопрос моторы то хоть нормальные? получил ответ (дословно) А чего им быть не нормальными, если это точная копия Ямахи без каких либо наворотов?. В общем, посидел я недолго (с полчаса где то) после этого разговора, подумал, все взвесил и&hellip, попросил выставить счет на подвесной двухтактный мотор Парус 9.9.
- Дальше стандартная процедура выставили счет, оплатил его через сберкассу, выслал платежку и через два дня поехал забирать мотор в транспортной компании.
- В случае с китайцами оказалось, что принцип встречают по одежки с ними не работает. То есть вообще. Более похабной упаковки я еще не видел. Поэтому когда из недр терминала вывезли какую то полуразвалившуюся картонную коробку без какой-либо маркировки пусть даже с китайскими иероглифами, то даже слегка опешил. Погрузил не вскрывая коробку на заднее сидение легковушки и в расстроенных чувствах повез к себе на дачу.
- Довез, вскрыл коробку а там&hellip, красавец! Весь плотно упакованный в пенопластовые гнезда. Благородного черного цвета, в нормальной заводской смазке без потеков. Покраска аккуратная и с первого взгляда видно, что сделано все добротно. В комплект входят инструкция по эксплуатации, гарантийный талон, необходимые инструменты в аккуратном чехле из кожзама и бак на 24 литра с индикатором уровня остатка топлива. Перед первым пуском внимательно все осматриваю. Масло в редукторе залито по уровню и видно, что мотор уже заводили, так как есть следы на струбцинах и небольшой нагар выхлопа. Не откладывая дело в долгий ящик готовлю обкаточную смесь 25:1 бензина Аи-92 (по паспорту) с маслом TC-W3 и устанавливаю на транец.
- Первый пуск три рывка веревки стартера и зажигание схватывает. Мотор на малых оборотах работает ровно без перехватов и что понравилось негромко. Первые полчаса работы не включаю передачу и просто гоняю его на малых оборотах. Рычаг передач имеет три положенгия ход-нейтраль-реверс. Первые разы передачи включаются с натугой, но потом детали притираются и все приходит в норму. Первый бак топливной смеси обкаточный, поэтому несколько часов просто катаюсь туда-сюда на малых и средних оборотах. Второй бак так же делаю 25:1, но уже не могу удержатся и даю полный газ. Лодка выходит на глиссер легко. Скорость по GPS с одним человеком на борту &hellip, км/час. Если в лодке 2-3 человека, скорость 32 км/час. На следующие выходные принимаю решение выйти в Свирскую губу Ладожского озера. Вода неспокойная, но лодка идет ровно а двигатель работает без проблем. Отдаляюсь от берега, попадаю в небольшую болтанку но ни перехватов ни кавитации как не было так и нет. Двигатель работает ровно как часы. На воде встречаю идущую паралельным курсом надувную лодку длиной 360 с двумя рыбаками на борту и двухтактной Ямахой 15. Мы тоже вдвоем. Уверенно иду на обгон. Разница в скорости где то 5-7 км/час. Мужики в недоумении как так, у тебя 9.9 и что то непонятное а у нас Ямаха 15 и ты нас обходишь?.
- Ради интереса встаем на воде рядом и сравниваем моторы на предмет внешнего вида. Действительно, не обманул меня менеджер разница только в цвете и на их моторе шильда знаменитые три камертона а на моем надпись по-русски Парус. Что касается скорости, то конечно разница в длине лодок 10 см. играет свою роль, но сдается мне, что так как большинство производителей ПЛМ идут по пути наименьшего сопротивления и делают моторы 9.9 и 15 л.с. на одной базе (разница только в настройках карбюратора и иногда у 9.9 ослаблен редуктор), то духовные потомки Мао Дзедуна такими глупостями заморачиватся не стали и просто делают 9.9 и 15 л.с. одинаковыми, но с разными цифорками на кожухе. Кстати пока находился на воде, то от внимания окружающих немного подустал. Практически каждая проходящая мимо лодка останавливалась, чтобы получше рассмотреть мой мотор и каждый второй задавал вопрос из серии Это кто у тебя такой красивый?.
- В общем подводя итог могу сказать покупкой я доволен. Пусть на воде мотор пробыл пока всего лишь часов 15, но в планах на следующий год уже есть мысли пройти на нем по Новоладожскому каналу от Шлиссельбурга до Свирицы с заходом на остров Сухо. Так же на следующий год хочу поменять свечи на NGK и взять пару винтов Соллерс на всякий случай. Ну а если смотреть глобально еще с незапамятных времен валяется у меня на участке катер Прогресс-4 а в линейке двигателей у Паруса есть двухтактный 40 л.с. то кто знает&hellip,
- В общем переплачивать за шильду три камертона, название Гермес или других детищ японско-американского малого моторостроения в два и более раза я не вижу никакого смысла.
Павел Прудников