Подвесные лодочные моторы Вихрь

‘Вихрь’ — самый массовый подвесной лодочный мотор СССР. Подвесные лодочные моторы ‘Вихрь’ производились Куйбышевским моторостроительным производственным объединением им. Фрунзе (в настоящее время — ОАО ‘Моторостроитель’) с 1965 года, позднее производство ‘Вихрей’ было налажено на Пермском моторостроительном заводе.
Инструкция по эксплуатации лодочных моторов ‘Вихрь’

Прототипом первого лодочного мотора ‘Вихрь’ послужил немецкий мотор ‘Кёниг’. Как это зачастую бывало, к моменту запуска в производство ‘Вихря’, его прототип, мотор ‘Кёниг’, в ФРГ уже был снят с производства как устаревшая технология.
На момент запуска моторов ‘Вихрь’ в продажу, это были самые мощные двигатели (17 л.с.). В скором времени конструкторы смогли выйти на расчетные 20 л.с.
Отсутствие конкуренции как таковой послужило тому, что ‘Вихрь’ стал самым популярным подвесным лодочным мотором. К тому же выпуск этих двигателей доходил до 150 000 штук в год.
Популярность лодочных моторов ‘Вихрь’ основывалась, как уже отмечалось выше, больше на их массовости, нежели на потребительских свойствах. Первые ‘Вихри’ (да и, во многом, последующие) имели множество недостатков.
Основным недостатком ‘Вихря’ можно считать очень низкую надежность: вертикальный вал, передающий вращение от двигателя к редуктору, скручивался при стопорении винта о препятствие, водяная помпа быстро изнашивалась, механизм переключения реверса — терял возможность фиксации в положении холостого хода, текстолитовые золотники газораспределения быстро изнашивались, возвратный механизм ручного стартера выходил из строя, первое магдино МБ-2 зачастую отказывало еще до первого пуска двигателя, подшипники скольжения на гребном валу в первых ‘Вихрях’ очень быстро истирались и начинали пропускать воду со всеми ‘вытекающими’ последствиями.
Другой недостаток лодочных моторов ‘Вихрь’ — повышенное сопротивление из-за неудачной конструкции корпуса редуктора и выхлопного патрубка.
Неудачной также оказалась система охлаждения. Чугунные цилиндры плохо отводили тепло, что приводило к преждевременному износу поршневой группы.
Конструкция мотора ‘Вихрь‘ была настолько неудобной, что для выполнения некоторых простейших операций надо было затратить уйму времени.
Металлический кожух ржавел, не обеспечивал защиту от шума, а через вентиляционные отверстия свечи постоянно заливались водой.
Кроме этого мотор ‘Вихрь’ весил почти 50 кг, имел низкий КПД и высокое потребление топлива.
Но все эти недостатки перекрывались в то время одним достоинством — мотор ‘Вихрь’ можно было купить в магазине.
Часть недостатков была устранена в новой модели — ‘Вихрь-М’. Двигатель получил трехканальную возвратно-петлевую продувку. Чугунные цилиндры стали тоньше. Подшипник скольжения в редукторе заменен шарикоподшипником. Мощность ‘Вихря-М’ увеличилась до 25 л.с. при повышении расхода топлива всего на пол-литра в час.
К 1976 году для покупателей стала доступна новая модель — ‘Вихрь-30’. Наконец мотор получил пластиковый корпус, мощность увеличилась до 30 л.с. и стал доступен электростартер.
Через некоторое время была внедрена схема электронного зажигания МБ-2, правда принесшая владельцам новых ‘Вихрей’ дополнительные сложности из-за крайне низкой надежности. Моторы, оснащенные электронным зажиганием маркировались признаком ‘-электрон’. В 1991 году моторы ‘Вихрь’ стали комплектоваться более надежной системой электронного зажигания МБ-22.
В конце 90-х был выпущен ‘Вихрь-32’ (впоследствии ‘Вихрь-30МА’) на котором введены шестиканальная петлевая продувка, головка блока цилиндров с камерой сгорания специальной формы, карбюратор с уменьшенным сопротивлением смесительной камеры. Усилены коленвал, шатуны и некоторые другие детали. Допустимое октановое число топлива возросло до 95 из-за увеличения степени сжатия.
К 2011 году моторы ‘Вихрь-30’ (модификации ‘Вихрь-30Р’ и ‘Вихрь-30Э’) получили следующие технические характеристики:

Диаметр цилиндра: 72 мм
Ход поршня: 60 мм
Рабочий объем: 488 куб.см
Степень сжатия : 8,5
Максимальная мощность: 30 л.с при 5000 об/мин
Удельный расход топлива: 11 кг/час
Сухая масса: 49 кг
Электропитание: 30 Вт, 12 В
Топливо: Бензины А-72, А-76
Смазка двигателя: Масло в топливе
Смазка редуктора: Трансмиссионное масло ТАД-17И или аналогичные
Диаметр винта: 240 мм
Шаг винта: 300 мм, грузовой — 282 мм.

Подвесному лодочному мотору ‘Вихрь’ установлен памятник на Беломорской биологической станции Зоологического института РАН с табличкой: «Мотору ‘Вихрь’ — с любовью и ненавистью».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
poseidonboat.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: